Понятие зрелости

Зрелость приходится на период достижения человеком наивысшего развития его духовных, интеллектуальных и физических способностей.

Данное понятие отождествляется со взрослостью и совершеннолетием, хотя стать взрослым еще не означает достичь зрелости. При условии, когда человек научится реализовывать жизненные замыслы, перспективы, когда от самоопределения перейдет к самореализации, только тогда о нем можно сказать, что он является зрелой личностью.

Среди важнейших сфер самореализации личности выделяют следующие: профессиональная сфера, семейно-бытовые отношения, сексуальные отношения, общение, воспитание детей, саморазвитие и самосовершенствование.

Зрелость
- это самый длительный период онтогенеза, который охватывает возраст от 25 до 55-60 лет.
На стадии ранней зрелости для индивида свойственны привлечения его ко всем сферам человеческой деятельности, стабилизация качеств личности, в том числе коммуникативных способностей, установления близких отношений с другим человеком, проявление первых творческих способностей, построение собственного образа жизни, психологическая кризис переоценки жизненного пути.
Средняя зрелость
- это поиск ответов на основные вопросы о сущности жизни, осуществления желаний.

Это период переоценки целей и притязаний, способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, желание повлиять на будущее, стать творческой личностью, профессионалом. Одновременно это пора сомнений относительно продолжения выбранного пути, страх снижение работоспособности, что увеличивает потребность в новых ценностях. Наблюдаются различия между действительностью и желаниями, человек находится как бы на перепутье и от того, какой выбор он сделает теперь, будет определяться его дальнейшая жизнь.

Период кризиса середины жизни может дать несколько вариантов поведения:

  • во-первых, отсутствие осознания кризиса, отсутствие оценки своих планов и притязаний, что приводит к рутинности жизни;
  • во-вторых, осознание кризиса через восприятие и оценку реалий жизни и возникновению страха по поводу невозможности проявления дальнейшей активности и коррекции предыдущих планов;
  • в-третьих, осознание кризиса через оценку и коррекцию планов, глубинное обновление и желание активно действовать в новых условиях.

С целью успешного преодоления кризиса середины жизни, следует проанализировать свои цели (самоанализ) и переоценить собственные ресурсы, расширять кругозор, пересмотреть и скорректировать жизненный курс под новым углом видения, когда вырисовываются цели, которые раньше были скрыты.

Середина и вторая половина жизни должны иметь собственную значимость, иначе они почти не будут отличаться от первой половины и чем-то ее напоминать.

Р. Пекк выделяет четыре под кризиса, решение которых служит необходимым условием для развития аутентичной генеративности:

  • во-первых, развитие у человека уважения к мудрости;
  • во-вторых, важно, чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации (что приводит к ослаблению социальных ролей );
  • в-третьих, сохранение эмоциональной гибкости, что будет способствовать обогащению эффективности в различных формах;
  • в-четвертых, сохранение душевной гибкости, поиск новых форм поведения взамен старых.

Считается также, что для ощущения удовлетворения периодом середины жизни человеку необходимо добиться выполнения следующих задач:

  • достижение зрелой гражданской и социальной ответственности;
  • достижения и поддержания разумного жизненного уровня;
  • выбор оптимальных способов проведения досуга;
  • помощь детям в осознании ответственности перед взрослой жизнью;
  • углубления личностного аспекта супружеских отношений;
  • принятие физиологических изменений периода середины жизни и привыкание к ним;
  • приспособления к взаимодействию с родителями, которые «входят» в старость.

Период поздней зрелости дает варианты поведения:

  • озабоченность (человек пытается продолжать плодотворно и творчески работать, проявлять свои способности и возможности);
  • отсутствие обеспокоенности (приводит к торможению развития и становления, причиной возникновения чувства ненужности, опустошения);
  • чрезмерная забота о себе и т.п.

Можно вести речь о психологической, личностной, социальной, социально-психологической зрелости.

Основные аспекты поздней психологической зрелости личности:

  • широкие границы «Я», активное участие в трудовых, семейных, социальных отношениях;
  • социальные контакты, дружеская интимность, сочувствие, терпимость в отношении разницы между собственным «Я» и «Я» других;
  • демонстрация эмоциональной устойчивости и самосознания;
  • восприятие мира таким, каким он есть - в реалиях, а не в желаниях;
  • развита способность к самопознанию, осознание своих сильных и слабых сторон;
  • способность видеть целостную картину мира, чему способствует сложившаяся система ценностей.

Личностная зрелость связана с отношением человека к себе и собственной деятельности, с проявлением активности в социуме, творческим решением жизненных планов и поставленных задач.

Находясь на разных уровнях развития (зависимость, независимость, взаимозависимость), люди по-разному проявляют личностную зрелость. При определенных обстоятельствах может иметь место полная или частичная зависимость в системе взаимосвязей «взрослый - ребенок» (речь идет о нормативном поведении и его нарушении, связанным с особенностями характера индивида) или контр зависимость как особенность определенного этапа социализации (борьба за независимость).

Полной независимости в структуре социальных отношений достичь невозможно, ведь жить в социуме и быть свободным от социальных контактов одновременно нельзя: человек так или иначе требует взаимодействия и общения, отсутствие которых вызывает и актуализирует проблему одиночества, аутизма (от гр. autos – сам; крайняя форма психологического отчуждения), что выражается в отходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружением в мир собственных переживаний. Уровень взаимозависимости является самым благоприятным для развития личностной зрелости.

Он является оптимальным вариантом для проявления социально-психологической зрелости индивида, основными показателями которого является его умение говорить правду, отстаивать свою позицию, объединять собственные коммуникативные возможности с требованиями социального окружения, его нормами и правилами поведения, способность преодолевать коммуникативные барьеры и решать конфликтные ситуации и т.д.

Относительно социальной зрелости, то она проявляется в общественной, политической, моральной, эстетической сферах и имеет следующие показатели:

  • развитое чувство ответственности;
  • наличие социального интеллекта (развита способность к пониманию других людей, предвидение развития различных социальных ситуаций);
  • потребность в заботе о других людях;
  • способность к активному участию в жизни общества;
  • эффективное использование своих знаний и способностей;
  • конструктивное решение многих жизненных проблем на пути к самореализации.

Важной характеристикой зрелой человеческой жизни является то, насколько эффективно и активно личность использует отведенное ей индивидуальное время для самореализации.

К. Абульханова-Славская выделяет два типа людей: экстенсивные и интенсивные. Первые неразумно в количественном и качественном отношении тратят свое время, свою жизнь, а вторые - удачно, разумно и оптимально приспосабливаются к обстоятельствам социума, активно используя свои способности и возможности на этапах социализации.

Исходя из этого признака (экстенсивность - интенсивность), можно спрогнозировать три варианта акме личности :

  1. эксплуатация индивидом собственных потенциальных возможностей (с точки зрения продолжительности жизни, это - наименее удачный жизненный путь с точки зрения эффективности, пользы обществу, то он может быть самым удачным жизненным путем);
  2. равномерное проявление человеческих потенций с нарастанием силы и напряжением (жизнь складывается удачно);
  3. равномерное проявление человеческих потенций с минимальной затратой сил и возможностей (жизнь проходит зря для себя и людей).

Одна из самых сложных проблем в формировании личности заключается в том, как на разных этапах социализации личности достичь наиболее полного развития индивида, чтобы переход от одной стадии к другой происходил в результате качественно-природного самоотрицания, чтобы каждая стадия и каждый переход были безболезненными, особенно выразительными и способствовали проявлению потенциальных возможностей человека.

Относительно всестороннего расцвета способностей личности на этапе достижения зрелости, то речь идет о гармоничном сочетании устремлений личности, ее возможностей и потребностей общества.

На этот процесс влияет много субъективных и объективных факторов: особенности индивидуального развития, стадия социализации, социальная микросреда, традиции, «критический возраст» выбранной профессии, линия поведения индивида, социально-психологический тип личности, нормы и ценности социума, эпоха, состояние равновесия или напряжения в обществе, социально-психологические механизмы социализации и т.д.

Истории известны имена «великих старцев», которые не ощущали старости и до последних своих дней продолжали активную творческую жизнь: во французском художнике К. Моне ранняя творческая активность продолжалась до глубокой старости; писатели Л. Толстой, Б. Шоу, В. Гюго смогли создать шедевры литературы после шестидесяти; немецкий писатель И. В. Гете в 82 года окончил вторую часть трагедии «Фауст».

Конечно, физическое старение организма происходило, но психологически этот процесс они не чувствовали как переход в новое качество, в новое состояние. А вот И. Мечников в 19 лет опубликовал несколько научных трудов по биологии, А. Пушкин в 20 лет написал поэму «Руслан и Людмила», Д. Россини в 24 года - оперу «Сибирский цирюльник». Короткая жизнь человека также может оставить вечный след: вспомните имена Леси Украинки, Н. Добролюбова, Н. Гоголя. Конечно, можно прожить сорок лет и остаться в памяти потомков, а можно - больше ста запомниться лишь тем, что так долго жил.

Сказанное позволяет предположить, что возраст достижения акме личности, раскрытие своих потенциальных возможностей у каждого человека свой. Один индивид может прекратить свое самосовершенствование, свою самореализацию еще в начале жизненного пути, что и вызывает его финиш, другой не успокаивается и в глубокой старости, а это продолжает акме. На зону Акме, зону наивысшего взлета творческой активности влияют совпадение стремлений, возможностей личности и потребностей общества. При этом распространена мысль о наличии у человека (речь идет прежде всего о этапах зрелости) двух и более акме.

В частности исследования болгарских ученых в области социального познания показывают, что таких периодов бывает даже несколько. Важной в этом контексте является проблема соотношения акме личности с ее профессиональными возможностями и моральными принципами.

Относительно профессионализма, то речь идет о том, что искусственный профессиональный рост человека, без учета его индивидуальных особенностей, может привести к получению ложного акме. Например, иногда складывается впечатление, что хороший инженер автоматически может стать и хорошим руководителем, или известный ученый - администратором от науки.

Это не всегда так: перевод с одной должности на другую без учета потенциальных возможностей индивида приводит к тому, что предприятие на некоторое время теряет хорошего специалиста, вместе с тем не получая способного руководителя.

Формально человеку дается возможность продвигаться выше по иерархической лестнице, а он вдруг оказывается не на своей дороге, на другой вершине, на ложном акме и реальный расцвет его таланта может или прекратиться, или пойти в неправильном (с точки зрения социальных норм и профессиональных требований) направлении .

Что касается морального аспекта в социализации личности на этапе зрелости, то здесь также можно говорить о реальном и мнимом акме. История, так же как и наша современность, дают немало примеров, когда один человек прославляется за счет другого, когда достижение одной личности приписываются другому (Иуда Искариота известен лишь тем, что предал своего учителя Иисуса Христа за 30 серебряников; Ж. Дантес вошел в историю как убийца А. Пушкина).

Итак, есть разные пути достижения вершин в профессии, в отношениях с другими, в соблюдении норм и правил поведения и т.д. Говорится о путях чести и долга и греховном, пути разрешенные и неразрешенные общечеловеческими моральными нормами и основным законом государства - Конституцией.

А отсюда и вершины есть истинные и ложные. Своего акме можно достичь собственными усилиями, а можно и с помощью обмана, манипуляций, угроз, убийства. В конце концов, у каждого человека есть свое акме и не стоит захватывать другую вершину, ведь рано или поздно не станет понятным и самому человеку, и тем, кто его окружает, с кем он общается и вступает в социальные контакты и отношения. Всего актуализация морального фактора в социализации специалиста - закономерный процесс цивилизованного развития страны, ее экономики, культуры, традиций, науки.

В акмеологии уже сегодня ведутся поиски возможностей (в биологическом, психологическом, социальном, социально-психологическом аспектах) для :

  • продления творческого, активного периода жизни человека за счет правильной организации и использования индивидуального времени (его темп, ритм, частота и т.д.);
  • формирования этической и профессиональной культуры;
  • изучения особенностей влияния социокультурной и этнопсихологической среды на социализацию личности;
  • создание условий для преодоления противоречий микросреды и личности, детерминирует поведение индивида;
  • разработки научно обоснованного алгоритма продуктивного решения задач социализации зрелой личности;
  • самосовершенствования личности, осознанию ею своих реальных возможностей, отношение к себе как творца собственной жизни и др.

При этом очень важно найти в преклонном возрасте применение своим способностям и тем самым продлить период зрелости. Г. Сель по этому поводу отмечает, что трудотерапия - лучший метод борьбы со старением. Труд наделен большой возможностью восстанавливать человеческие силы, он - основная потребность человека. Вопрос, утверждает Г. Сель, заключается не в том, нужно или не нужно работать, а в том, какая работа больше всего подходит человеку на стадии старости.

Исходя из указанного, можно констатировать, что для акмеологии, которая опирается на достижения в области генетики, медицины, психологии, социологии, геронтологии, педагогики, важными являются все стадии социализации личности - старт (детство, школьные, студенческие годы), оптимум (зрелость, расцвет активности, профессиональных способностей), финиш, а также изучение гармоничного единства этой триады.

При этом очень важно, чтобы на любом из этих этапов социализации человек имел широкий выбор для проявления своих способностей и возможностей. Личный выбор - это обязательно ответственность за процесс и результат деятельности.

Процесс выбора на различных стадиях социализации нередко сопровождается нестерпимым поисками, но именно он, главным образом, формирует личность, дает возможность проявиться собственным индивидуальным чертам, раскрыться таланту, достичь вершин творчества.

В связи с этим психологу не следует ставить на человеке точку, если даже этот человек ограничен, неразвит или заплутал в жизненных лабиринтах и неурядицах. Человек всегда должен иметь возможность осознать себя личностью, у нее должен быть выбор, который бы помог стать субъектом, творцом своей собственной судьбы, своей жизни.

Речь идет о том, чтобы каждый человек имел возможность как можно лучше познать себя, свой внутренний мир, собственное «Я», свои психофизиологические особенности, что даст ей возможность эффективно использовать личный потенциал, приспосабливаться к обстоятельствам жизни, влиять на них, выстраивать собственную стратегию и линию поведения.

Расцвет возможностей личности, достижения им вершин профессионального, нравственного совершенствования соотносятся с такими понятиями, как «жизненные планы», «жизненная перспектива», «цель», «идея», «идеал».

Жизненные планы касаются перспектив профессионального роста, семейного благополучия, материального достатка, будущего детей и т.д. их отсутствие или же представление о невозможности реализации намеченных планов воспринимается личностью как безысходность.

Жизненная цель
- это наличие направления, которым необходимо двигаться: это то, что нужно осуществить, чего следует достичь; тот результат, на получение которого направлены усилия человека.

Отвечая на вопрос: «В чем смысл жизни?» Г.Сель замечает, что необходимо стремиться к тому, что мы сами считаем достойным. Не стоит браться за непосильные задачи, ведь у каждого есть своя вершина. Для одних она близка к максимуму, для других - к минимуму человеческих возможностей. В пределах собственных потенциальных данных следует сделать все, на что способен человек. Достижение высокого мастерства - прекрасная цель.

Наличие идеала является наиболее обобщенным представлением о максимально возможном уровне развития личности и реализации ее потенциала. Идеал - это не иллюзия, он имеет объективный характер.

Национальный воспитательный идеал, следует из народных традиций и верований, обычаев, из конкретных ценностных ориентаций и потребностей, не должен отрицать общечеловеческих ценностей (честность, порядочность, ответственность, любовь к Родине и т.д.). Подтверждая, поглощая общепризнанные ценности, национальный воспитательный идеал дополняет их теми чертами, которые прежде всего, отвечают духовности конкретного народа.

Жизненная зрелость
- это тот период, когда человек начинает отдавать обществу все, что в свое время от него получил.

И здесь трудно сказать, где граница между полученным и отданным, между умным потребителем и добросовестным производителем материальных и духовных ценностей. Никакими бухгалтерскими подсчетами не проверить межличностные отношения, моральная сила которых в бескорыстности: взаимоотношения между людьми не смогут ярко проявиться, если постоянно быть озабоченным тем, кто от них что получит.

Вместе с тем, общаясь с другими, человек, бесспорно, меняется и сам. В связи с этим очень важно изучать те свойства взаимоотношений и проявления человеческой отдачи, которые обогащают саму личность (физически, интеллектуально, нравственно, эстетически, профессионально, эмоционально и т. п.). При этом, правда, стоит понять, чем является «помощь», которая ведет к взаимному запустению: можно так «помочь», что это умножит лень, беспомощность, одиночество и т.п. Следовательно, соотношение «полученного и возвращенного» в жизни человека должно быть сбалансированным таким образом, чтобы оно одновременно способствовало развитию общества и личности.

В течении жизни человек много раз себя утверждает или отрицает, достигая вершин самосовершенствования. Ни на миг не прекращается борьба между достигнутым и еще непознанным, между равновесием, творческим подъемом и личностным кризисом. Это закономерный процесс социализации индивида. И каким бы трудным, сложным ни был этап социализации, однако человек всегда имеет возможность остановиться, осмыслить смысл своего существования.

В процессе социализации человек постоянно сталкивается с необходимостью выбора одной из альтернатив поведения. От нее всегда ожидается ( «социальные ожидания») проявление нормальных реакций во взаимодействии с другими и социумом. Большинство индивидов социальные требования воспринимают как стимул для дальнейшего совершенствования и достижения гармонии с социальным окружением. Зато часть людей проявляет отрицательную реакцию на требования общества, что приводит к отклонению в поведении.

Итак, в противовес социализации, которая показывает единство человека с обществом и его требованиям, возникает асоциализация, где приставка «а» означает антиобщественный характер такой связи. Речь идет о социализации с динамикой «минус», которая имеет место в масштабах иногда не меньших, чем социализация со знаком «плюс». Сущность ассоциализации состоит в усвоении личностью антисоциальных норм, ценностей, отрицательных ролей, стереотипов поведения, которые приводят к деформации общественных связей, к дисгармонии человека и общества.