Общая психология > Воображение > Общее понятие о процессе воображения

Общее понятие о процессе воображения

Воображением называется деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имевшиеся у него ранее представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, которые сохранились в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя их.

Воображение, или фантазия (от греч. фантасия, фантадза-май — воображаю) есть всегда процесс построения нового на основе переработки, мысленной реконструкции оставшихся в сознании человека от прошлого опыта представлений, т. е. процесс преобразующего отражения действительности.

В своем воображении человек отходит от непосредственно воспринимаемой действительности, строит мысленные образы предметов, которые не наблюдались им в действительности, или наделяет их новыми, невиданными еще свойствами. В этом отходе от действительности человек может представлять себе окружающий мир ошибочно и даже искаженно, например наделяя его различными мифическими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и т. п. Такое искаженное представление мира нередко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом и основном, при правильной опоре на данные прошлого опыта, воображение является для человека могучим средством познания мира и его перестройки.

Воображение развилось у человека в процессе трудовой деятельности. Даже самый простой, элементарный процесс труда не может осуществиться без воображения, без мысленного представления цели труда и средств, приемов ее достижения.

Труд — источник не только возникновения воображения, но и постоянное средство его совершенствования и развития: усложнение форм труда в процессе исторического развития человеческого общества, постоянное совершенствование средств труда и орудий производства, возникновение и развитие новых и новых форм трудовой деятельности предъявляло и предъявляет все новые и повышенные требования к воображению человека и тем содействует его развитию.

    Труд содействовал становлению и усовершенствованию у человека следующих приемов изменения и преобразования представлений в процессе воображения:

  1. вычленение из целостного образа предмета какого либо его элемента или свойства, мысленное представление в своем воображении этого элемента или свойства отдельно от предмета, которому они принадлежат. Например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания; представление о величине палки как средства удлинить руку;

  2. соединениев своем воображении вычлененных элементов и их свойств и создание таким путем мысленного образа, представления нового, несуществовавшего ранее в природе предмета, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье); в)  мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

  3. перенос этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

  4. мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению
    контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);

  5. слияние двух или нескольких образов в новый единый, целостный образ (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассириян, кентавр у древних греков);

  6. создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе: Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и другие литературные персонажи, как выразители типических черт своего класса и эпохи).