Социокультурные и этнопсихологические особенности общения

Причастность человека к конкретной социокультурной среде, в котором он развивается, формируется и становится индивидуальностью, очевидный факт единства личности и социума.

Еще одним неопровержимым фактом является то, что в этой взаимосвязи речь идет не об абстрактном индивиде, а конкретном человеке с определенной системой национально-психологических особенностей.

Итак, этнопсихологический (от гр. ethnos - народ) контекст общения требует учета национально-психологических (от лат. Natio - народ) особенностей проявления поведения людей в сфере межличностного взаимодействия.

Относительно понятия «национально-психологические особенности», то оно в этнопсихологической литературе толкуется как реально существующие в общественном сознании социально-психологические явления, как специфические формы функционирования общечеловеческих свойств психики.

Близкими к данной дефиниции являются такие понятия, как «национальный характер», «психологический склад нации», «менталитет», изучение и анализ которых свидетельствует о том, что они опираются на ряд общих констант и особенностей, а именно:

  • совокупность умственных установок, привычек мышления;
  • определенный общий умственный инструментарий, психологическое оснащение;
  • социально-психологическое состояние субъекта, группы, нации;
  • качество ума, характеризующее отдельного индивида или группу;
  • способ мышления, присущий индивидам или группе;
  • особенности социокультурного и этнопсихологического развития;
  • национальное самосознание.

Система национально-психологических особенностей индивида базируется на нескольких сферах:

  • мотивационной (своеобразие мотивов, побудительных сил деятельности представителей той или иной национальной общины);
  • интеллектуально-познавательной (своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, что выражается в наличии специфических познавательных и интеллектуальных качеств, которые дают возможность особо воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности, модели способов достижения ее результатов);
  • эмоционально-волевой (своеобразие эмоциональных и волевых качеств, от которых во многих случаях зависит результативность деятельности);
  • коммуникативно-поведенческой (эта сфера охватывает информационное и межличностное взаимодействие, отношения и общения, показывает разницу подобных проявлений у представителей различных национальных культур).

Исследовать эти особенности в межличностном взаимодействии - значит выявлять существенные характеристики конкретной культуры общения, видеть прежде всего ее национальное своеобразие. Однако нужно при этом учитывать, что специфика национальной психологии того или иного народа выражается не в каких-либо неповторимых психологических чертах и особенностях общения, а скорее в их неповторимом сочетании, проявлении в определенных обычаях, исторических традициях, поведении, поступках и т.п.

Чрезвычайно важно объективно оценивать социокультурные и этнопсихологические особенности общения, их переоценка, так же, как и недооценка, лишь препятствуют успешному налаживанию контактов. Необходимо также учитывать и тот факт, что свойства национальной культуры общения и свойства индивидов, из которых складывается этнос, не тождественны, а это вызывает определенные разногласия между культурологическими и психологическими исследованиями. Известно, что абстрактные, необоснованные выводы с обеих сторон могут оскорбить национальные чувства того или иного народа.

Учитывая перечисленные проблемы, большой интерес представляет собой комплекс задач, связанных с воздействием традиционных этнокультурных норм общения на деловое взаимодействие людей. Прежде всего, речь идет о сфере группового менталитета, о важной роли группы в реализации потребностей индивида, о ценности принадлежности человека к конкретной группе.

Исследователи предостерегают от возможной в этом случае психологической склонности воспринимать все жизненные события с позиций своей этнической группы, которая рассматривается как эталон (явление этноцентризма).

С одной стороны, сам факт осознания национально-психологических особенностей своей группы не содержит в себе предубежденности против других этнических групп, однако, если от констатации этих отличий перейти к оценке другой группы, то возможны искажения в оценке последней.

Хотя в соответствии с «гипотезой контакта» непосредственное деловое взаимодействие и общение между представителями разных этнических групп снижает этноцентризм и оценочную стереотипность, а иногда и разрушает межэтнические стереотипы, далеко не все деловые контакты способствуют улучшению отношений.

Именно поэтому эффекта взаимного непонимания можно избавиться только при условии соблюдения определенных требований во взаимодействии:

  • признание равноправия сторон;
  • обстановки открытости и доверия в общении;
  • уважение традиционных норм, образа жизни и т.п.

Все приведенные выше рассуждения можно считать основой в характеристике социокультурного и этнопсихологические контекста общения.

Культура общения

Общение неотъемлемое от социокультурной ситуации, которая по-разному влияет на его структуру и функции, способы проявления. Относительно содержания понятия «культура» (лат. cultura - уход, образование, развитие), то оно является многогранным и рассматривается в широком и узком смысле.

Широкий план культуры охватывает все, присущее человеку, приобретенное воспитанием, все то, что его формирует и посредством чего он становится социально активной, целостной личностью. Одновременно к культуре относятся и общественно санкционированные способы деятельности и поведения индивидов.

То есть культура - это противоположность природе, совокупность результатов человеческой деятельности; это процесс и результат выделения человека из природы, создание новой реальности и способа своего существования.

Культура воплощает стиль мышления человека, она охватывает все аспекты общественной жизни, характеризует широту и глубину знаний личности, ее воспитанность, умение выразить свое мнение, выслушать другого человека и сделать правильные выводы.

Именно такое понимание культуры предполагает, что ее содержанием становится историческая смена природных и социальных условий жизни, развитие социальных сил и способностей, т.е. становление и раскрытие, как сущности самого человека, так и всего богатства и разнообразия создаваемой им действительности.

Узкое значение культуры связывают со способом человеческой деятельности и общения, с организацией этих процессов, выявлением того грунта, который позволяет содействовать эффективной жизнедеятельности общества и личности в целом. Частью культуры человека и той социальной среды, в которой происходит его взаимодействие с себе подобными, есть культура общения.

В ней отражаются ценностные ориентации, позиции, социальные роли, которые исполняет индивид в обществе. Культура общения определяет способы взаимодействия людей в конкретных ситуациях, исходя из норм, традиций, национального своеобразия общества.

Каждая эпоха отмечена определенным своеобразием культуры общения, которая, с одной стороны, отвечает общечеловеческим ценностям, а с другой - этнопсихологической специфике конкретного социума. Стоит выделить два уровня контекстов культуры.

Применительно культуры высокого контекста, то она характеризуется тем, что в ней информация подается в неявной форме: она понимается только тем, кто имеет опыт пребывания в данной культурной среде.

Сущность культуры низкого контекста заключается в том, что в ней между индивидами постоянно поддерживается определенная психологическая дистанция, поэтому информация, которая доходит до субъектов, должна иметь открытый характер.

Культура общения зависит не только от личности, ее коммуникативных возможностей, но и от приобретенных человеком знаний, умений и навыков устанавливать контакты.

Важное значение имеют также коммуникативные установки личности на общение с другим человеком, который рассматривается как высшая ценность общества. Культура общения связана с культурой речи, т.е. способностью индивида использовать оптимальные для конкретной ситуации языковые средства, этические нормы.

Согласно современным представлениям культура общения может определяться следующими показателями и характеристиками:

  • степень совершенства в овладении коммуникативной системой знаний;
  • совокупность условий, обеспечивающих высокую коммуникативную компетентность, а также уровень коммуникативной подготовки человека;
  • язык и другие вспомогательные средства коммуникации (жестикуляция, искусство, а на высшей ступени развития культуры - письмо), степень соответствия языка литературным нормам;
  • коммуникативная установка на общение с другим человеком как наивысшей ценностью;
  • совокупность нравственных требований, которые становятся для человека составной его привычек и навыков, которые проявляются в его повседневной манере общения;
  • умение применять этические нормы общения, коммуникативные знания согласно этнопсихологическим особенностям индивида, норм морали конкретного общества и с учетом общечеловеческих ценностей;
  • система общественно признанных категорий, установок, предрассудков, обычаев, традиций, которые регламентируют межличностные отношения.

Перечисленные характеристики будут полнее, если к ним добавить обычаи и предписания, касающиеся таких аспектов общественной жизни, как структура семьи, половая нравственность, разделение труда, отношения собственности, структура политической власти, общительная этика, магическая практика, вера, религиозные символы, представление о мире, природе и место человека в ней.

Знание выделенных особенностей и характеристик культуры общения, а также ее элементов (символов, ритуалов и ценностей) можно использовать в практике как неформальное, так и деловое общение.

В целом, культуру общения можно определить как совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков взаимодействия, этико-психологических положений, принципов и норм, которые имеют общий характер в конкретном обществе.

Это система коммуникативных знаний, которая обслуживает практику общения как социокультурный и этнопсихологический феномен, совокупность науки и искусства общаться, разного рода рекомендаций, обобщений относительно построения коммуникативного процесса, которые имеют научно-практическую ценность и органично, системно взаимосвязаны.

Недаром культуру общения считают одним из решающих факторов успеха в налаживании социальных контактов. Она ничего не имеет общего с бескультурьем (нечестность в сохранении определенной информации, грубость в общении, безразличие к собеседнику и его проблеме, давление на партнера по взаимодействию и т.п.).

Высокая культура общения - это гармония профессиональных знаний, коммуникативных и нравственно-психологических возможностей, что, безусловно, зависят от интеллектуально-культурных способностей личности, которая находится в состоянии взаимодействия.

Она представляет собой систему знаний о способах передачи информации, особенностях восприятия друг друга в процессе взаимодействия, строящегося на основании обще методических принципов общения и возможностей конкретных участников коммуникации.

Каждый конкретный человек или группа имеет свою специфическую культуру общения, которая складывается на протяжении всего их развития и учитывает общественно-историческое, социокультурное, социально-психологическое, политико-экономическое, правовое, международное, экологическое влияние.

Что касается культуры общения в группе, то она не ограничивается особым морально-психологическим климатом или ценностями, которые заложены в основу взаимодействия, она формируется в течение определенного промежутка времени и не поддается простому манипулированию.

К примеру, составляющими культуры делового общения в организации могут быть:

  • этнопсихологическая система норм и ценностей общения;
  • средства, содержащие технологии общения и стиль взаимодействия;
  • способы внутренней сплоченности и т.д.

Влияние культуры общения в организации на становление занятых в ней работников проявляется в усвоении ими коммуникативных особенностей взаимодействия, этико-психологических норм общения, ценностей и способов поведения, видов и форм общения, средств воздействия на партнеров и др.

Культура общения в организации влияет на поведение и сферу взаимодействия как руководителя, так и всех других работников, в частности на:

  • выбор формы и стиля общения;
  • использования тактических средств взаимодействия с точки зрения морально-психологических и эстетических ценностей;
  • личную манеру общения, меру такта, культуру речи и речевой этикет;
  • сферу и уровень общения с соответствующими моральными нормами.

На уровень культуры общения в группе (организации) влияют следующие факторы:

  • уровень общекультурного развития страны, ее материальное, духовное состояние в конкретный период становления, который определяет коммуникативную культуру конкретной группы и ее субъектов;
  • уровень развития конкретной личности, состояние ее коммуникативного потенциала, связи с социумом;
  • коммуникативный уровень развития группы, состояние ее социально-психологического пространства;
  • система внешних связей, наличие внешних партнеров по взаимодействию, внешних каналов доступа посторонней культуры общения, степень интенсивности таких связей, их объективный или субъективный характер;
  • коммуникативно-правовой и организационно-культурный порядок в группе, в учреждении или учебном заведении;
  • общие, национальные, отраслевые, конкретно групповые схемы взаимодействия участников общения, которые обеспечивают запрограммированный уровень культуры общения членов группы.

Учитывая важность культуры общения в жизнедеятельности индивида или группы людей, подробнее рассмотрим те основные элементы культуры, которые непосредственно касаются процесса общения.

Что касается символов, то под ними понимают слова, вещи и жесты, которые имеют сугубо конвенционное значение. К символам на уровне национальной культуры принадлежат весь языковой спектр, специфическая группа понятий по истории этноса и его традиционной эмблематике, а на уровне ассоциативного контекста - аббревиатуры, жаргон, устоявшиеся выражения, манера одеваться и признаки принадлежности к какому-либо определенному общественному кругу, который дает возможность отличать друг друга членам той или иной социальной группы.

Как видим, язык является одним из основных признаков этноса, первоосновой любой культуры. В культуре общения язык является средством коммуникации, деловой взаимосвязи участников коммуникативного процесса.

Одновременно провозглашенное собеседником слово становится отражением психического состояния индивида, его культуры в общении. На сегодня культура общения и язык оказались объединенными в области духовных ценностей. Культура речи - это надежная опора участников общения в выражении мнения, выработке этических норм делового взаимодействия.

Другой элемент культуры - ритуалы (от лат. Ritualis - ритуальный) характеризуется как совокупность обрядов, церемоний, обычаев, что применяются в общении как коллективных действий, которые не имеют технического значения, хотя в той или иной культуре общения соответствуют определенным социальным потребностям.

В общении ритуалы используют в проведении собраний, деловой переписке, обсуждении планов, подведении итогов и т.д.

Ритуалы в общении осуществляются в соответствии с традициями (от лат. Traditio – передача; форма передачи социального опыта, идей, обычаев, норм от поколения к поколению), которые являются частью общего социального и культурного наследия народа, которое передается от поколения к поколению и хранится в обществах в течении длительного времени. В общении традиции выступают в форме обычаев, которые воспроизводят нормы взаимодействия и обеспечивают устойчивость коммуникативной культуры.

В той или иной культуре этноса традиции играют большую или меньшую роль. В частности, англичане имеют твердую привычку решать любые дела, в том числе и те, что связаны с установлением взаимосвязей и контактов, в соответствии с традициями.

Как элемент культуры ценности являются своеобразным социальным механизмом, который воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает все то полезное, что накопилось в обществе, охватывают не всегда четко осознанные, но устойчивые представления о добре и зле, красивом и искаженном, истинном или неистинном, справедливом или несправедливом.

В общении ценность понимается как способность индивида удовлетворять человеческую потребность в социальных контактах, как осознание своего места в системе социальных и межличностных связей.

Если определяется значимость субъектов общения друг для друга в качественных и количественных показателях, если отбор и использование необходимых коммуникативных свойств характеризуется интересами и потребностями людей, то ценность является объективной.

Среди субъективных ценностей выделяют оценки, установки, нормы, закрепленные в человеческом сознании как способы и критерии, на основе которых оценивается действительность и организуется общения.

В культуре общения заложена совокупность исторически произведенных ценностей, ценностей духовно-нравственного мира людей, что позволяет оценить потребности человека, в том числе и потребность в общении, способы их удовлетворения, постичь общение как подтверждение «Я» другим, постичь мир социальных и межличностных связей, в котором живет индивид.

Составляющей культурного освоения человеком реальных взаимосвязей являются социальные ценности, которые характеризуют значимость для общества или индивида определенных особенностей взаимодействия. Известны различные способы проявления ценностей, которые в общении имеют свою конкретизацию и специфику. Остановимся на некоторых из них.

Ценности как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием и убеждениями абстрактное представление об атрибутах необходимого в различных сферах общественной жизни. Это - так называемые общечеловеческие, «вечные» ценности, такие как истина, красота, добро, справедливость, а также конкретно-исторические .. (общественный строй, демократия).

В общении идеал - это наиболее обобщенное представление о максимально возможном уровне развития личности в социуме и реализации ее коммуникативного потенциала в процессе взаимодействия.

А каким образом влияют на культуру общения основные категориальные ценности? Категория справедливости (изобилия) своеобразно регламентирует нормы общения, возможность и права участников коммуникативного процесса пользоваться теми или иными достояниями в сфере установления взаимосвязей.

Следующая категория - категория добра - хотя и функционирует как регламентирующий регулятор отношений участников общения, но не так заметно как предыдущая. Эта категория базируется в своем проявлении на господствующем «общественном мнении», на принципах, выраженных в понятиях «хорошего» или «плохого» в общении, общественно приемлемого для взаимодействия или неприемлемого.

Она может регламентировать процесс общения, основываясь на произведенных в обществе этических нормах, которые имеют разную степень эмоционального окраса.

Категория красоты распространяется на стиль общения, манеру речи, содержит четкие требования о представлении хорошего, красивого или уродливого во взаимоотношениях с другими.

Категория истины, с одной стороны, является по своей природе чрезвычайно абстрактной и якобы не имеет непосредственного отношения к взаимодействию, а с другой - она достаточно четко регламентирует наше сознание, определяет возможность человека рационально мыслить, утверждает и в значительной степени закрепляет действия и проявления трех предыдущих категорий .

Ценности как объекты материальной и духовной культуры или как образцы человеческих поступков, которые олицетворяют конкретное воплощение общественных ценностных идеалов (этических, культурных, эстетических, политических, коммуникативных, правовых и т.д.).

Например, ценности китайской культуры общения олицетворяют конкретное предметное воплощение этнопсихологических, социокультурных особенностей и общественных ценностных идеалов страны:

  • уважение в общении к возрасту и более высокой позиции в иерархии статусов;
  • ориентация на групповые, а не индивидуальные ценности в общении;
  • консерватизм и прагматизм в общении;
  • влияние на особенности установления контактов групповых эталонных моделей общения;
  • значимость долговременного сохранения отношений и взаимосвязей;
  • сдержанность в разговоре с малоизвестными людьми и вежливость во время беседы.

Социальные ценности, которые, преломляясь сквозь призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру индивида в форме личностных ценностей и становятся одним из источников мотивации общения.

Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения и приобретения коммуникативного опыта, они могут проявиться в конкретных целях общения, убеждениях, интересах и других проявлениях действий и поведения личности.

Формальные и неформальные отношения людей в социальных группах создают групповые ценностные ориентации. То есть отношения между членами группы выстраиваются на совпадении ценностных ориентаций, которые обеспечивают их сплоченность, ориентационное единство.

Индивидуалистская и коллективистская культуры

Приводя в качестве примера китайский стиль общения, обращалось внимание на то, что для китайцев характерной является ориентация в общении на систему групповых, а не индивидуальных ценностей. Речь идет о индивидуальном или коллективном самоконтроле, который является одним из распространенных критериев и в соответствии с которым различаются культуры в целом и культуры общения в частности.

Пользуясь, случаем, отметим, что индивидуализм присущ обществам, которые характеризуются свободными связями между индивидуумами, т.е. приоритет предоставляется личным целям по сравнению с группой, самоидентификация осуществляется на основе личностных черт, а не через отождествление себя с группой.

Применительно коллективизма, это характерная черта тех обществ, в которых индивиды с момента рождения интегрированы в сплоченные группы, т.е. превалируют групповые цели. Считается, что для западного общества характерны ценности индивидуализма. Что касается общения, то оно проявляется в собственном мнении, самостоятельности суждений, индивидуальном принятии решений, удовлетворении собственных интересов и др.

Вместе с тем азиатские культуры больше ценят коллективизм, который в общении проявляется в повышенной уважении к собеседнику, коллективном обсуждении и принятии решения т т.д..

Известно немало исследований, в которых подчеркивается тот факт, что у коллективиста могут быть установлены взаимоотношения с меньшим количеством людей, однако эти связи глубокие и длятся дольше.

Для представителя индивидуалистской культуры хорошее самочувствие связано с единоличными положительными чувствами, например, с чувством гордости. Коллективист хорошее самочувствие связывает с межличностными отношениями, в частности, с дружескими чувствами.

В коллективистских культурах общения ценится социальная солидарность, гармония, демонстрация уважения, скромность, избегание острых тем. Для этой культуры важно знать, к какой группе относится человек и какие ценности этой групповой ячейки.

Если в общении принимают участие представители разных культур, важным является учет различий между системами социальных отношений, которые помогают свести к минимуму моменты непонимания.

В таких ситуациях исследователи проблем общения советуют индивидуалистам, которые оказались в коллективистской культуре, избегать конфронтации, культивировать долгосрочные отношения, скромнее себя подавать, интересоваться местом людей в групповой иерархии, определять собственное социальное положение и др.

Зато, коллективистам, которые попали в страну с индивидуалистской культурой, следует свободнее, чем обычно, критиковать, переходить прямо к делу, демонстрировать свои умения и достижения, предоставлять большее значение личным качествам собеседника, чем его социальному положению или принадлежности к определенной группе.

В контексте анализа ценностей индивидуалистской и коллективистской культур общения важно указать на наличие альтернативной концепции, которая пытается объединить все лучшее из коллективистских и индивидуалистских ценностей и называется коммунитарианизм.

Речь идет, прежде всего, о сбалансировании права индивидуальности (уважения основных прав человека) и коллективного права на благополучие общества (забота о благе семьи и обществе).

Подводя общие итоги социокультурных и этнопсихологических особенностей общения, следует отметить, что проблему общения необходимо изучать, анализировать, решать и решать интегрировано и одновременно дифференцированно как на макроуровне в отношении отдельных стран (регионов), так и на микроуровне относительно отдельной ситуации межличностного взаимодействия или конкретной группы с учетом сложившейся культуры и соответствующих общечеловеческих ценностей.

Другими словами, с одной стороны, культура общения не имеет пределов и границ, то есть все лучшее, что дает мировая теория и практика по проблемам общения, должно быть достоянием каждого, а с другой - традиционно-бытовые, этнопсихологические характеристики общения, особенности поведения, такие как ритуалы приветствий и прощаний, обращения с представителями противоположного пола, родственниками, гостями, старшими, средства и атрибуты общения (жесты, мимика, детали одежды), табу, стереотипы общения и т.д., играют важное значение в установлении контактов между людьми.

Итак, феноменология общения фиксирует как стандарты взаимодействия и коммуникации, так и социокультурные и этнопсихологические их особенности.