Индивидуально-психологические свойства индивида и внешние поведенческие проявления

Человек по-разному ведет себя, взаимодействуя с другими. В одних случаях он является активным собеседником, при иных обстоятельствах - больше слушает, анализируя социальную ситуацию. Он может проявлять альтруизм, агрессию, апатию, депрессию и т.д.

Причинами этого являются как индивидуально-психологические свойства личности, так и внешние факторы, которые побуждают к определенному типу поведения. Применительно индивидуально-психологических свойств личности, то их разнообразие просматривается в особенностях проявления темперамента, т.е. общей активности индивида, динамики психических состояний, эмоциональности.

Понятие «темперамент» охватывает устойчивые характеристики, черты, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Большинство классификаций и теорий темперамента объединяют два компонента - активность и эмоциональность, где активность характеризует степень энергичности, стремительности, скорости и, наоборот, медленности, инертности, а эмоциональность - особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качества.

Для изучения соотношения индивидуально-психологических особенностей человека и внешних поведенческих проявлений могут быть использованы четыре вида темперамента: сангвиник, флегматик, холерики, меланхолик.

Важным свойством человека, который формируется под влиянием социума, социальных отношений, в непосредственном взаимодействии с другими, является характер, под которым в психологии понимают совокупность устойчивых индивидуальных свойств личности, которые проявляются в типичных способах деятельности и общении, при типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам.

Характер индивида проявляется в системе отношений к окружающей действительности:

  • к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т.д.);
  • к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие и лень и т.п.);
  • к собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или небрежность);
  • к себе (скромность или самовлюбленность, гордость или униженность т.п.).

Обычно структура человеческого поведения является трехкомпонентной. Т.е. она охватывает когнитивный (познавательный, умственный, аффективный ,чувственный, эмоциональный) , практический (преобразовательный, сенсорный) и эмоционально - коммуникативный компоненты, которые всегда в ней имеются, однако один из них преобладает, что позволяет относить того или иного человека к определенному характерному типу.

По М. Обозову:

  • преимущество познавательного компонента показывает тип «мыслителя» (более ориентирован на познание внутреннего и внешнего мира, на постоянные размышления о науке, искусстве, жизни, любит пофантазировать и как результат - малообщителен, не умеет решать организационные задачи);
  • эмоционально - коммуникативный - тип «собеседника» характеризуется общительностью, контактностью, любит компании, легко знакомится и адаптируется в новой обстановке;
  • преобразовательный - тип «практика» (человек дела, не терпит проволочек, незавершенных дел, излишних рассуждений; часто является опытным организатором, ему нравятся задачи, которые требуют решительных и немедленных действий).

Отдельные черты характера могут быть слишком развитые, что приводит к формированию акцентуаций характера (К. Леонгард, А. Личко, П. Ганушкин и др.).

Своеобразными свойствами человека являются его способности, под которыми в психологии принято понимать индивидуально-психологические особенности личности, что является условием успешного выполнения той или иной деятельности. Способности являются результатом развития индивида, их формирование происходит на основе задатков (врожденных анатомо-физиологических особенностей нервной системы мозга).

К общим способностям относятся такие психические свойства человека, как внимание, наблюдательность, запоминание, творческая фантазия, рассудительность, а к специальным - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности (изобразительные, математические и др.).

Какие способности сформируются на основе задатков, зависит не от задатков, а от условий жизнедеятельности, то есть сами по себе природные задатки (потенциальные возможности человека) еще не определяют успешной деятельности человека в будущем, их необходимо развивать, а это может произойти в социуме, составной частью которого является практика жизни.

Специфической формой взаимодействия человека с окружающим миром являются его эмоции. Они представляют собой психический способ отношения индивида к социуму, к другим людям, к самому себе, психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций.

Чувство успеха и неудачи, достижения целей и крушение идеалов - все это воспринимается личностью эмоционально. И от того, насколько разнообразными являются жизненные ситуации, настолько богатейшими будут человеческие эмоции. С помощью эмоций люди лучше понимают друг друга и оценивают состояние собеседника и коммуникативную ситуацию, совместную деятельность и общение.

Известно, что такие базовые эмоции, как стыд, удивление, отвращение, удовольствие, заинтересованность, радость, гнев, горе, пренебрежение на лице африканца отображаются почти так, как и на лице европейца. Благодаря этому факту можно утверждать, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны воспринимать и оценивать выражение человеческого лица с эмоциональными состояниями. Человеческие эмоции - это внутренняя речь, система сигналов, с помощью которых индивид узнает о том, что происходит.

С помощью воли человек регулирует свои действия, поступки и поведение ради достижения цели.

Волевая регуляция поведения осуществляется в нескольких направлениях:

  • превращение непроизвольных психических процессов в произвольные;
  • обретение человеком контроля над своим поведением;
  • выработка волевых качеств личности;
  • сознательная постановка перед собой все труднее задач, требующих приложения значительных волевых усилий.

Свобода в индивида проявляется в таких свойствах, как сила духа, энергичность, выдержка, решительность, смелость, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, вера в дело, ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, решительность и др.

Среди основных психологических функций воли в психологии выделяют следующие:

  • выбор мотивов и целей;
  • регуляция стимулирования к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;
  • организация психических процессов в систему, адекватную исполняемой человеком деятельности;
  • мобилизация психических и физических возможностей в ситуации преодоления препятствий в ходе достижения поставленных целей.

Мотив является устойчивым личностным свойством, который вмещает в себя потребности, а также намерения что-то сделать, приобщая побуждение к этому. Мотив в психологии рассматривается как сложное интегральное психологическое образование, которое принадлежит самому субъекту поведения.

Важным по-своему мотивационным значением является такое состояние индивида, которое создается искушением лица нехваткой объектов, необходимых для развития и существования человека. Речь идет о потребностях, которые представляют собой источник активности человека, благодаря им осуществляется регулирование поведения личности, определяется направленность мышления, эмоций, чувств и воли человека.

С помощью установки (устойчивой склонности индивида к определенной форме реагирования) человек ориентирует свои поступки, действия и поведение в определенном направлении. Относительно социальных установок, то они диктуют индивидам определенные, социально приемлемые способы поведения.

Весь учет влияния индивидуально-психологических свойств личности на ее внешние поведенческие проявления является чрезвычайно важным для целостного понимания индивида, обоснование его действий и поступков в группе.

Существенной социально-психологической статусно-ролевой характеристикой личности является ее поведение в группе, реализация личности, умения контактировать и взаимодействовать с другими людьми, придерживаться групповых норм и правил.

Для правильного понимания и оценки этого поведения, а следовательно, и процесса отношений индивидуума и группы следует учитывать как свойства личности, которая имеет определенный социальный статус, позицию и роль в группе, так и состав, характер деятельности, уровень организации группы и групповые процессы.

О личности в социальной психологии разработан ряд понятий, которые определяют положение и особенности ее поведения в группе и в других более широких социальных сообществах. Важнейшими среди них являются такие понятия, как статус, позиция, роль и ранг.

Обычно категорией «статус» (от лат. status - состояние, положение) определяется место индивида в системе межличностных отношений в группе или в обществе, его права, обязанности и привилегии.

Поскольку каждый человек охвачен различными социальными связями и функциями, то он одновременно может иметь много статусов. Находясь во взаимосвязи различного уровня, индивид может иметь статусы человека, гражданина, студента, члена семьи, неформального объединения и т.д.

Исходя из признака «естественность - приобретение» статуса, выделяют предлагаемые (национальность, социальное происхождение, место рождения) и достигнутые статусы (образование, профессия и др.). Различают также экономический, правовой, профессиональный, политический, личностный статусы человека. В ряде исследований говорится о статусах «заданный» и «достигнутый», «формальный» и «неформальный», «субъективный» и «объективный». В более обобщенном виде можно вести речь о психологическом и социальном статусе.

Существенные различия в статусе часто становятся причинами дискомфорта в группе, фрустрации, конфликта и т.п. Таким образом, статус рассматривается как единство объективного и субъективного и является показателем признания группой или обществом значимости личности. В нем проявляют себя групповые нормы и ценности, он определяется позицией, социальным рангом (официальный статус) и отношением к личности членов группы, степенью их уважения, симпатии, авторитетности, престижности индивида в сообществе (неофициальный статус).

Статус зависит от социальных ролей личности в сообществе. Между официальным и неофициальным статусом действует тесная взаимосвязь: авторитетная личность имеет больше шансов занять высший ранг, одновременно повышение официального статуса поднимает рейтинг человека, его оценку окружением. Авторитет и престиж личности являются основными составляющими статуса.

Относительно понятия авторитета (от лат. auctoritas - влияние, власть), то в справочной психологической литературе эта дефиниция толкуется как, во-первых, влияние индивида, основанное на важности должности, которую он занимает, во-вторых, признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.

В первом случае данное понятие в социальной психологии нередко соотносится с представлением о власти (понятие власти в широком социально-философском толковании понимается как способность и возможность осуществлять определенное влияние на деятельность, поведение людей с помощью различных средств - воли, права, авторитета, насилия), а во втором - авторитет может и не совпадать с властью (авторитет может обладать человек, не наделенный полномочиями власти, но который является моральным эталоном для членов группы, а следовательно, имеет высокую степень референтности для окружения).

Считается, что основой авторитета есть такие свойства человека, его черты, которые по уровню своего развития существенно преобладают те же качества у других личностей.

Кроме этого, следует отметить, что авторитет характеризуется следующими параметрами:

  • широта (количественный признак авторитета - сфера влияния, количество членов группы, привлекаемых к взаимоотношениям);
  • глубина (качественный признак - авторитет должности, авторитет личности, виды деятельности, которые охватывает авторитет);
  • стабильность (временная характеристика авторитета).

Относительно конкретных поведенческих проявлений, то власть и авторитет проявляются в той степени, в которой одна сторона, мобилизуя свои имеющиеся возможности, старается изменить поведение другой стороны средствами воздействия.

Определенная часть изменений, которые порождаются психологическим воздействием, исчезает, как только человек или группа людей выходит из сферы влияния, другие продолжают действовать, оставляя заметный след в сознании человека, и при определенных обстоятельствах превращаются в собственные черты характера.

Из сказанного следует, что общим источником авторитета и власти является реальное влияние одной части явления на другую. Для того, чтобы авторитетно-властные отношения возникли, влияние должно произойти либо вызреть. Таков социально-психологический механизм утверждения авторитета и власти личности в определенном сообществе.

Как отмечалось выше, психология влияния одного человека на другого - это проблема изменений, которым подвергаются индивиды в результате воздействия. Сущность авторитета личности в процессе воздействия на других полно раскрывается через ее отношение к членам группы, что особенно заметно во время анализа непосредственного участия людей в выполнении совместной деятельности. При этом люди свободны в своем выборе «влияний».

В то же время, находясь в социальной среде, становясь составной частью группы, они не в состоянии избежать комфортного или дискомфортного влияния окружения. Итак, можно констатировать, что субъект А и субъект Б являются участниками социального и психологического обмена как результата влияния друг на друга или одного на другого, а своеобразие деятельности делает их источником влияния, его агентом.

Например, если субъект А пытается изменить поведение, чувства и мысли другого человека, он становится стимулом, агентом влияния, в противном случае агентом, стимулом влияния может стать другой участник взаимодействия - субъект Б, если проявит инициативу в решении той или иной задачи.

На этот раз значимым психологическим фактором является поддержка субъектом А инициативы субъекта Б, что даст возможность совместной самореализации, проявления их способностей и возможностей.

Приобщаясь в сферу влияния и взаимовлияния, участники взаимодействия становятся соучастниками обмена информацией, действия с целью повышения ее эффективности и производительности труда в группе, а также с целью повышения собственного авторитета. При этом происходит обмен ролями: субъект А из того, кто влияет, становится тем, кто подвергается воздействию. Та же ситуация наблюдается и с субъектом Б.

Влияние может быть и односторонним - без обратной связи: то есть субъект А не заинтересован (или равнодушен) в получении информации от субъекта Б, ведь он может быть не только позитивным, но и отрицательным, что нередко случается и зависит от различных обстоятельств; он также не заинтересован в поднятии авторитета субъекта Б, что обычно проявляется в приглушении субъектом А творчества, инициативы, предложений субъекта Б, их отклонение, неприятие, отрицание. Для самого же субъекта А это может обернуться потерей или даже разрушением авторитета.

Всего человек с высоким социально-психологическим статусом имеет большую моральную власть, неформальный авторитет, что дает возможность влиять на других членов группы. Доказано, что люди с высоким статусом обладают наибольшим влиянием; люди с низким статусом намного быстрее выполняли указания экспериментатора, чем те, которые имели высокий статус.

Относительно личностных качеств участников общения, которые способствуют утверждению их авторитета, а следовательно, и официальному статусу, то их немало. Исследователи обращают внимание на коммуникабельность, способность индивидуума адаптироваться к ситуации взаимодействия, его решительность, настойчивость, уверенность в себе, устойчивость к стрессу, готовность к коммуникативному взаимодействию и поступку, ответственность, лидерские способности, дипломатичность, организованность, находчивость, практически-психологический ум, психологический такт, уважение к другим и т.д. И перечень этих свойств, которые необходимы для утверждения авторитета субъектов взаимодействия, можно было бы продолжить, что дает основание говорить об их зависимости как от самой личности, ее положения в группе, так и от системы ценностей, принятых в сообществе. Здесь важно подчеркнуть, что решающим моментом в формировании авторитета участников взаимодействия является не сама по себе объективная ценность их качеств и свойств, а их субъективное значение для членов группы.

В контексте формирования авторитета личности, важно рассмотреть ситуацию, при которой молодому лицу с должностью дано власть при отсутствии авторитета. Такая власть усиливает индивида лишь на первых этапах становления официального статуса. На последующих этапах происходит процесс формирования авторитета, основой которого становятся как индивидуальные возможности и свойства человека, так и общественное признание личности, оценка группой ее субъективных качеств и их соответствия объективной ситуации взаимодействия. Авторитет здесь является моральной, формальной (должностным) и функциональной (деловой, профессиональной) основой власти.

Одновременно возводить при таких условиях власть к авторитету невозможно, поскольку такие методы осуществления власти, как насилие, подчинение, принуждение, «не помещаются» в авторитете. Да и покорение авторитетом не обязательное, а власти - принудительное.

В связи с этим еще одно обстоятельство следует подчеркнуть: при отсутствии доверия все действия участников или одного из субъектов кажутся непрофессиональными, такими, которые не заслуживают уважения, подвергаются сомнению, и, наоборот, действия субъектов А и Б, или отдельно каждого из них, которые вызывают уважение, заслуживающих доверие, могут казаться правильными и при условии, когда они с позиции морали или профессионализма не безупречны.

Авторитет человека в группе может быть реальным и формальным, где первый с точки зрения прочности власти выше, чем формальный. В иерархии социальных статусов личность, наделенная реальным авторитетом, воспринимается другими членами группы без малейшего сомнения, ее приказы имеют большую убедительную силу, она вселяет уверенность в действиях. Вместе с тем в современных условиях типичным явлением является формализованный авторитет, т.е. подкрепленная правом власть лица. Несмотря на это и в том и в другом случае применение власти является эффективным при условии, когда человек признает ее источник законным (легитимным и приемлемым).

Следовательно, власть лица тем эффективнее, чем выше его авторитет и чем большими моральными и материальными возможностями это лицо наделено. Что касается искусственных приемов обретения авторитета, то в социальной психологии управления они подробно рассмотрены. Речь идет, в частности, о :

  • «авторитет» угнетения (стремление руководителя путем демонстрации преимущества в правах, угроз пользоваться властью, постоянно держать подчиненных в возбужденном состоянии);
  • «авторитет» резонерства (руководитель считает, что постоянные беседы поучительного характера усиливают его влияние на людей);
  • «авторитет» педантизма (склонность руководителя к сплошному контролю, до мелочей);
  • «авторитет» подкупа (вознаграждение за труд зависит от личных прихотей руководителя, порождающий личную преданность определенной части подчиненных);
  • «авторитет» расстояния (руководителю кажется: чем дальше он от подчиненных, тем сильнее его воздействие на них) и др.

Престиж (фр. prestige - авторитет, влияние, уважение) - мера признания обществом заслуг индивида (социального сообщества), общественная оценка его общественной значимости; результат соотношения социально значимых характеристик личности с той шкалой ценностей, которая сложилась в определенной группе.

Показатели престижа зависят от общественных условий жизнедеятельности индивида или группы и социально признанных норм поведения, характеристик личности. Итак, престиж, в одном случае, может определяться маркой автомобиля, счетом в банке и т.д., а в другом - высокими моральными качествами, активностью деятельности и др. Престижными могут быть профессия, должность, образ жизни, манера потребления, внешние поведенческие проявления (стиль поведения) и др.

Социальная мобильность человека в обществе позволяет ему изменить свой социальный статус, что способствует всестороннему развитию его способностей и их реализации. Таким образом, в рамках любого социального статуса индивид может себя и свои возможности реализовать. Однако он может проявить себя как со стороны позитивного, так и негативного: речь идет о социально принятой в обществе деятельности и негативной деятельности с точки зрения норм социума. На уровне межличностного общения статус определяется местом индивида в системе его связей с другими людьми. То есть он становится показателем социально-психологических свойств личности в структуре коммуникативного процесса.

Понятие «позиция» (лат. positio - размещаю, ставлю) толкуется как: устойчивая система отношения человека к определенным сторонам действительности, что проявляется в соответствующем поведении и поступках; обобщенная характеристика места человека или группы в статусно-ролевой структуре. Само понятие «позиция личности» предложил австрийский психолог А. Адлер, который данную категорию связывал со стремлением личности к успеху, самоутверждению, общности.

Понятие «позиция» характеризуется с точки зрения двух наиболее общих подходов:

  • социологического, под позицией понимается нечто внешнее по отношению к личности, то место, которое она занимает в системе отношений, условия, при которых человек действует как личность;
  • психологического, который рассматривает позицию как внутренний компонент, входящий в структуру личности.

Как социально-психологический феномен, «позиция» отражает отношения личности в системе общения и одновременно является отражением межличностных взаимоотношений во внутренней структуре личности. В ней выявляются действующие ценности личности, которые, как правило, определяются с помощью прилагательных, таких, например, как деловитость, твердость т.д.

Важная особенность позиции - стремление завоевывать себе право на определенную программу поведения. Позиция воспроизводит взгляды, представления, установки человека относительно условий собственной жизнедеятельности, то есть она является субъективным отношением к окружающей действительности, субъективной оценкой социума, связанной с выбором оптимального поведения.

Поскольку позиция не возникает ситуационно, а связана с устойчивыми характеристиками личности, то можно вести речь о устойчивой и неустойчивой позиции, где первая является показателем личностной зрелости, а вторая - показателем незрелости. Позицию также различают по степени активности. Относительно активной жизненной позиции, то речь идет о активном, деятельном отношении человека к событиям и поступкам, связанным с попыткой воздействовать на социальные отношения и события социума.

Дефиниции «роль» (фр. role – список, свиток) отражает определенную социальную или психологическую характеристику самой личности, способ поведения человека в зависимости от его статуса и позиции в группе или обществе, в системе межличностных и общественных отношений.

Роль как поведенческая характеристика человека отражает динамический аспект социального статуса человека. Есть немало психологических классификаций ролей.

Концепция символического интеракционизма (Дж. Мид и др.) классифицирует роли по степени исходной заданости и разделяет их на конвенциональные (формализованые, те, которые закреплены в обществе и определяются позицией индивида в социальном взаимодействии) и межличностные (их определяют сами участники социальных отношений).

Концепция социализации Т. Парсонса предлагает роли, заданные введением человека в социальные структуры и группы (они обычно определяются рождением индивида, его полом, социальным происхождением и т.д.), и те, которые достигаются благодаря собственным усилиям личности (они связаны с образованием, карьерой и др.).

В концепции психодрамы Дж. Морено представлены психосоматические, психические, социальные и трансцендентные роли.

Большое количество ролей, которые выполняют люди в обществе, определяется разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые введена личность. Однако ни одна роль не исчерпывает целиком личность - человек на протяжении своей жизни выполняет множество ролей, однако постоянное выполнение одной роли или нескольких ролей способствует их закреплению.

Научная , социологическая и психологическая литература подает такие роли:

  • социальные (профессиональные, социально-демографические и др.) ;
  • межличностные;
  • активные (те, которые выполняются в данный момент) ;
  • латентные;
  • организованные;
  • стихийные.

Среди большого количества ролей прежде необходимо выделять социальные роли, которые отличаются высокой степенью нормирования и психологические роли, которые, хотя и известны стереотипностью поведения человека, однако могут быть достаточно разнообразными.

Понятие «социальная роль» характеризуется с нескольких точек зрения. Так, И. Кон под социальной ролью понимает функцию, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, кто имеет определенную позицию. Названные ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное. Б. Ананьев рассматривает как некоторые стереотипные требования к личности со стороны группы. Е. Кузьмин видит как психологическую систему, где роль в социальном плане - это объективный результат и общественная значимость деятельности субъекта; роль в психологическом плане - это соответствие качеств индивида исполняемой роли; в социально-психологической трактовке - это глубина понимания, принятия и ответственности в выполнении роли , это соотношение роли с групповыми нормами и ценностями.

С социально-психологической стороны роль понимается как поведение, то есть социально-психологическая роль возникает только в контексте социальных отношений личности. При этом характер роли определяется характером группы, в которой происходит взаимодействие и в которой принимает участие или воображает себя человек.

Сообщество влияет на ролевое поведение индивида в той степени, в которой личность соблюдает общественные и групповые нормы и стереотипы. Так формируются ролевые ожидания (експектации) в отношении индивида - участника взаимодействия.

В социально-психологической литературе подаются следующие стадии развития роли:

  1. образец роли (в процессе социализации индивид усваивает определенные образцы поведения, которые являются чем-то внешним по отношению к человеку, определенным стандартом, которому он должен следовать сначала путем подражания, приспособления, а затем и сознательно; образец роли выполняет функцию ориентира и регулятора поведения, постепенно превращаясь в норму поведения);
  2. модели роли (социум дает человеку много образцов поведения, оставляя при этом место для индивидуальных вариантов; сопоставляя образцы поведения друг с другом и с собственными способностями и возможностями, индивид вырабатывает свою собственную модель социального поведения, которая, в отличие от образца, является не простым отражением внешних требований, а результатом сочетания индивидуального и социального в структуре личности; модель роли, таким образом, олицетворяет не только знания ролевых требований и ожиданий, но и отношение к ним) ;
  3. ролевое поведение (это реальные поступки людей, опосредованные требованиями и ожиданиями окружения, индивидуальными свойствами человека, его представлениям о себе и других людях; ролевое поведение формируется в процессе межличностного общения, через усвоение влияния средств массовой информации; оно невозможно вне общения). Относительно ролевого поведения, то оно описывается следующими основными понятиями: согласованность, конформистость.
  4. ролевой конфликт (он часто вызывается борьбой мотивов деятельности, в которой побеждает весомее из них в конкретной ситуации);
  5. принятие роли.

Роль есть и личностные характеристики индивида при условии, когда она принята личностью, когда человек чувствует ролевую идентичность.

Выделяют следующие формы ролевой идентичности:

  • половая (одна из основных форм идентичности, которая заключается в отождествлении себя с той или иной статью);
  • этническая (связана с национальным самосознанием, языком, этнопсихологическими и социокультурными особенностями);
  • групповая (вызвана членством в различных социальных группах);
  • политическая (связана с социальными и политическими ценностями);
  • профессиональная (сосредоточена на определенной профессии).

Длительное выполнение роли можно соотнести с маской, которая срастается с лицом и становится самым лицом человека.

Ранг (нем. rang - чин, от фр. rang - ряд) также является важной социально-психологической характеристикой личности.

Ранг - это, с одной стороны, чин, специальное звание, категория людей или явлений действительности, с другой - степень социального признания человека в группе. В сообществе действует соответствующая иерархия, которая дает возможность каждому ее члену знать свой социальный ранг, который определяется многими факторами: производительностью труда, творческим отношением к деятельности, коммуникабельностью, умением отстаивать свои взгляды, профессиональными способностями и т.д. Все это обеспечивает авторитет личности, определяет ее вклад в создание репутации как собственной, так и группы.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что статусно-ролевая реализация личности предусматривает уровень ее введения в социальную среду и в структуру социальных связей. Статусно-ролевые особенности индивида определяются по мере вхождения человека в систему социальных норм, правил, ожиданий и обязанностей, имеющихся в структуре групповых отношений. Значение этого личностного параметра заключается в том, что статусно-ролевые характеристики индивида, в одном случае, выступают инструментом приспособления человека к социуму, элементом вхождения в него, а в другом - является средством самоутверждения личности, раскрытия ее коммуникативного, профессионального, творческого и других потенциалов.

Важным в этом контексте является соотношение личностных свойств не только между собой, но и с иерархией социальных ситуаций, в которых действует индивид. Концепция регуляции социального поведения В. Ядова (диспозиционная концепция) как раз и направлена на выяснение особенностей такого соотношения.

В частности автор рассматривает диспозиции (комплекс склонностей, готовности к полному восприятию условий деятельности и определенного поведения) личности как многоуровневую организованную систему: элементарные фиксированные установки (низший уровень); социальные фиксированные установки; базовые социальные установки (общая направленность интересов личности на конкретную плоскость социальной активности) ; система ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения (высший уровень).

При этом высшие уровни осуществляют общую саморегуляцию поведения, ниже - обеспечивают адаптацию личности в конкретных условиях, которые меняются. В общем виде статусно-ролевая характеристика личности интегрирует и регулирует в динамике всю личностную структуру и обеспечивает определенный уровень вхождения индивида в многочисленные социальные связи и его самоопределения как субъекта этих связей на пути к формированию собственного образа жизни и стиля поведения .