Вопросы этапов и стадий социализации

Вопросы этапов и стадий социализации решаются в социально-психологической литературе неоднозначно. По признаку «отношение к трудовой деятельности» Г. Андреева выделяет три стадии социализации – дотрудовая, трудовая и послетрудовая (социологический подход).

Дотрудовая стадия охватывает детский, подростковый и юношеский возраст и имеет несколько самостоятельных этапов:

  • ранней социализации (имитации и копирования детьми поведения взрослых);
  • игровой деятельности, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
  • групповых игр, на которых дети учатся понимать, чего от них ждет целая группа людей;
  • обучение.

Трудовая стадия связана со зрелостью личности, реализацией и углублением ею социального опыта.

Специфика последтрудовой стадии социализации заключается в реализации потенциала людей пенсионного возраста.

В приведенной периодизации наиболее дискуссионным вопросом является как раз третья стадия социализации. Ряд ученых считает, что само понятие социализации личности несовместимо с тем периодом жизни индивида, когда все его социальные функции сворачиваются. Другие, напротив, убеждены в том, что пенсионный период жизни человека является тем возрастом, который продолжает вносить определенный вклад в воспроизведении социального опыта.

Противоположным к социологическому подходу является психоаналитический, с точки зрения которого особое значение для социализации индивида имеет период раннего детства. Психоанализ связывает стадии социализации с проявлением биологических поездов, инстинктов и подсознательных мотивов человека.

Поступковый подход к проблеме развития и становления личности в социуме (В. Роменец, В. Татенко, Т. Титаренко и др.) предусматривает тот факт, что жизнь как поступок может происходить при условии, что каждое его проявление, волевой акт, переживание, каждое мнение будут формой реализации поступкового принципа .

Еще один подход к рассмотрению вопроса о стадии социализации - компромиссный – учитывает, как социологические, так и психоаналитические взгляды.

В соответствии с этим подходом выделяют два этапа социализации:

  • первичную (она охватывает две стадии: от рождения до начала обучения, от начала обучения в школе до начала социальной зрелости и выбора профессии)
  • вторичную (усвоения социальных ролей взрослым человеком в процессе труда, познания и общения).

Человек, который родился, не способен самостоятельно существовать в социуме и взаимодействовать с социальной средой без помощи и заботы взрослого. Жизненные задачи новорожденного заключаются в том, чтобы перейти с психобиологического на психосоциальный уровень функционирования и начать «поступковую одиссею» самоутверждения себя как человека.

Следовательно, поступок от рождения переходит в поступок самоутверждения с помощью взрослых, которые должны строить свою встречную активность как поступковую, создавать поступковую среду.

Поступок самоутверждения охватывает возраст детства, отрочества и юности. Этап развития после рождения характеризуется большой активностью ребенка в выявлении своих потенций в овладении качествами психо-социального существа. Дошкольное детство по темпам социализации во много раз превышает все последующие периоды онтогенеза.

Ребенок с самого начала утверждает свою абсолютную психосоциальную компетентность. Дошкольник хочет не играть, а превращать ситуацию согласно своей фантазии; младший школьник психологически тяготеет не к учению, а к тому, чтобы действовать на основе произвольности, быть сознательным исполнителем своих желаний; подросток желает не общаться, а ощущать себя субъектом принятия решений ; юноша считает для себя самым важным противостоять окружению во взглядах на идеалы жизни и тем самоутвердиться. Итак, суть данного поступка заключается в том, чтобы инициативно, через творческое противостояние окружению, утвердиться в статусе человека.

Человек отвечает самому себе на вопрос «кто я есть», «что я хочу и могу». Поиск ответов требует эмоциональных, волевых и интеллектуальных затрат, собственной инициативы, активности, устойчивости и т.д. Поступок самоопределение имеет цель дойти до определения себя как существа, обречен на поступок истины, красоты и добра, на поступок любви, тяготеет совершать, не может не совершать.

Это период испытания на поступковую зрелость. Поступок самоосвобождения предусматривает рефлексивную ориентацию в сложившейся ситуации, выяснение ее предпосылок и прогнозирование ее дальнейшего развертывания с точки зрения приемлемости или неприемлемости для реализации своих замыслов.

Социализация происходит под действием различных влияний и средств, которые происходят от макро- или микро- среды. Если речь идет о целенаправленном воздействии, что осуществляет общество на формирование личности, то это - агенты социализации.

Они действуют на макроуровне через средства массовой коммуникации (телевидение, радио, компьютер, периодические издания), культуру, искусство и т.д. Влияют на становление «Я-концепции», формирование убеждений, представлений, ценностных ориентаций личности. Современный этап характеризуется актуализацией выяснения основных детерминант и закономерностей данного воздействия на каждом из возрастных периодов развития индивида.

Психологические воздействия, или средства, с помощью которых осуществляется социально-психологическое отражение человеком реалий социальной жизни, а следовательно, переход внешних воздействий социального окружения во внутренние регуляторы поведения индивида, называются социально-психологическими механизмами. Другими словами, это процесс совмещения в социально-психологическом отображении человека факторов, характеризующих условия социума, с особенностями личности.

Систематического анализа и четкой классификации социально-психологических механизмов социализации в психологической науке нет. Одни ученые до механизмов социализации относят подражание, внушение, убеждение, заражение. Другие - социальную фасилитацию, конформизм, соблюдения норм. Третьи - усвоение стандартов поведения, принятия групповых норм, чувство стыда, самоконтроль, социальный обмен. По мнению Г. Тарда, механизм социализации охватывает имитацию, идентификацию, руководство.

По признаку «организованность - неорганизованность» социально-психологические механизмы делятся на:

  • целенаправленные (к ним относятся обучение, воспитание, инструктаж и т.п.)
  • стихийные воздействия (идентификация, подражание, престиж, авторитет, лидерство и т.д.).

Вторая группа механизмов преимущественно базируется на эффекте доверия к человеку (что осуществляет воздействие), занижением самокритичности, повышенной сугестии индивида, неуверенности в себе и т.д.

По признаку «осознанности - неосознанности» выделяют:

  • осознанные (убеждение, групповые экспектации, воздействие авторитета)
  • неосознанные механизмы социализации (они проявляются в основном в раннем детстве и выражаются через такие явления, как внушение, подражание, психологическое заражение, идентификация).

Социальное окружение действует на индивида не только непосредственно, примерами, поведением, соображениями отдельных людей, групп, но и через книги, средства массовой коммуникации, установленные в обществе законы, правила, нормы, моральные ценности.

Одновременно социальная среда - это также и предметы труда, культуры, науки, которые входят в плоть и кровь жизни человека и являются ее непременными атрибутами.

Различные составляющие социума неравноценные и имеют неодинаковое влияние на индивида в разные периоды его становления. С одной стороны, здесь большое значение играют особые возрастные периоды в жизни человека, а с другой - различные экономические, политические, религиозные, бытовые, социокультурные, социально-психологические условия и катаклизмы общества, действие стабилизации и деструктивных факторов в нем.

Относительно изменений в психике человека, то они могут происходить медленно и постепенно, что является соединительным с так называемыми эволюционными изменениями, которые характеризуются количественными, качественными и структурными преобразованиями психики личности.

Однако наряду с такими медленными изменениями фиксируются бурные, быстрые и глубокие революционные преобразования, связанные с кризисными периодами развития и становления индивида.

В общественных науках, в том числе и в социологии, таким сдвигом человека соответствует понятие «социальный переход» индивида из одного социального состояния в другое. Критические периоды и социальные переходы нередко сопровождаются болезненной психологической перестройкой, повышенной сенситивностью к определенным внешним воздействиям, что приводит к нарушению равновесия, появления новых потребностей и т.д.

В современной психологии не сложилось на сегодняшний день единого мнения по поводу кризисных периодов или возрастных кризисов. Определенная часть психологов считает, что кризис - это ненормальное, мучительное явление, результат неправильного воспитания, другие- видят в кризисах конструктивную функцию и считают их закономерными, неизбежным явлением, которое обусловливается биологическими факторами, в частности половым созреванием.

Так, 3. Фрейд подчеркивал, что кризис - это результат разногласий между сексуальным развитием и общественными ограничениями. К. Левин связывал кризисные периоды в жизни человека с изменением его социального статуса.

Л. Выготский рассматривал чередование кризисных и стабильных периодов как закон психологического развития. Он отмечал, что в критические периоды не прекращается конструктивная работа человека, а разрушительная деятельность осуществляется в связи с тем, что она вызывается необходимостью развития новых свойств и черт личности.

Переход к высшей возрастной фазе нередко вызывает замедление темпов развития личности, что дало возможность Л. Выготскому выдвинуть гипотезу об отсутствии совпадения между тремя составляющими созревания человека в подростковом возрасте - полового, общего и социального.

Кризис, по мнению Т. Титаренко, это продолжительный внутренний конфликт по поводу жизни в целом, ее смысла, основных целей и путей их достижения. И переживания человеком кризиса тесно связано со степенью осознания кризисного состояния, с уровнем личностной зрелости, с его способностью к рефлексии. Соответствующий возрастной кризис готовится изнутри, время его прихода определяется тем, насколько человек усвоил все то, что надо было освоить на этой возрастной ступеньке.

Г. Шихи замечает, что в переходные моменты образа жизни человек подвергается изменениям в четырех измерениях: первое измерение связано с внутренним ощущением себя в отношении других; второй - с чувством безопасности и опасности; третий - характеризуется восприятием времени (достаточно ли его, или не хватает ); четвертый - ощущением физического спада. Названные ощущения задают основной тон жизни и подталкивают человека к тем или иным решениям.

И. Томан, соглашаясь с определением кризиса, как состояния чувственных и духовных стрессов, что требует значительного изменения жизненных позиций в течении короткого времени, анализирует его (это понятие) как структурированное явление: во-первых, появление события нарушает чувственное и духовное равновесие человека, во - вторых, событие изменяет нормальный ход жизни индивида, в-третьих, событие требует изменить жизненную позицию и способы, которыми человек действует в обычной ситуации; в-четвертых, кризис требует поиска новых методов выхода из необычной ситуации.

Говоря о кризисных и стабильных периодах жизни человека, следует обратить также внимание на тот факт, что периодизация психического развития учитывает прежде психофизиологические изменения в организме человека, а периодизация социального развития опирается на особенности взаимодействия индивида с социумом на разных этапах его жизни (то есть в меру его участия в общественной деятельности, социальных контактах, характере усвоения социального опыта, воспроизведения социальных связей). Именно поэтому периодизация социального развития имеет несколько иные возрастные пределы, чем периодизация психического развития.

Например, согласно периодизации психического развития старший подростковый возраст (14-15 лет) и ранний юношеский возраст (16-17 лет) относятся к разным возрастных периодам, тогда как в периодизации социального развития они считаются единственным маргинальным (переходным) периодом социализации и через сходство ее механизмов, институтов, способов и т. п. не рассматриваются отдельно.

В юридической психологии возраст 14-17 лет также не делится на отдельные периоды, а для его характеристики используется термин «несовершеннолетний», т.е. такой, что сказывается определенным социальным статусом индивида, его гражданскими правами, привилегиями и обязанностями.

Итак, характеристики, вмещающиеся в понятиях «психологический возраст» и «социальный возраст», не всегда совпадают: наша жизнь дает неединичные примеры, когда индивид соответствует своему психофизиологическому возрасту, а в плане социальной зрелости считается инфантильным.

Американские психологи Г. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант выделили такие особые периоды жизни индивида:

  • 16-22 года (в это время, когда человек пытается доказать себе и другим, что он способен к самостоятельной жизни; характерным признаком поведения в этом возрасте является демонстрация собственной независимости);
  • 23-28 лет (этот период характеризуется самоутверждения личности; у человека формируется устойчивое представление о месте, которое она занимает или хотел бы занять в жизни, для этого периода свойственна резкая смена жизненного курса);
  • 29-32 года (не переходный период между двумя жизненными стадиями, когда происходит довольно резкая переоценка ценностей, возникают вопросы типа: «Разве я так представлял себе свою жизнь?»; это чрезвычайно трудный период, для которого свойственна эмоциональная неуравновешенность, частая смена настроения);
  • 33-39 лет ( в этот период семейная жизнь теряет свое обаяние и все силы, ради компенсации, люди отдают предпочтение работе, которая способствует достижению серьезных результатов в профессиональной сфере; вместе с тем и достигнутое кажется недостаточным);
  • 40-42 годы (это сложный переходный период: достигнутые результаты кажутся недостаточными, возникает ощущение, что жизнь проходит зря; до такого депрессивного душевного состояния прилагаются ухудшения здоровья, признаки утраты молодости);
  • 43-50 лет (новое равновесие; в этом возрасте для большинства людей присуща стабильность, возможно творческий подъем; деятельность, обычно очень продуктивная);
  • после 50 лет (период зрелости, когда человек пришел к соглашению с собой; вместе с тем вновь встает вопрос о смысле жизни и ее ценности, о том, что сделано и что осталось сделать, это период, когда человек старается избегать любых конфликтов; производительность труда может быть высокой благодаря опыту в работе).

Приведенная периодизация особых периодов в жизни человека заслуживает внимания, в то же время она не учитывает весь его жизненный путь (от рождения до смерти), такие важные возрастные периоды, как один, три, семь лет (это критические периоды в жизни ребенка); 8 - 9 лет (этот период характеризуется творческим подъемом); 12-15 лет (это подростковый переходный период, ребенок критически относится к себе и окружению, пытается переосмыслить окружающий мир); 55-60 лет (это критический период в жизни мужчин и женщин, ведь в этом возрасте большинство из них выходят на пенсию, что вызывает острое чувство ненужности).

Современная отечественная психологическая наука все большее значение придает проблеме помощи личности в преодолении ею кризисных состояний, особенно на этапе приобретения и закрепления профессионального опыта, что по времени может совпадать с так называемым кризисом середины жизни человека, как перехода от молодости к зрелости, нового этапа в осмыслении ею оглавления собственного бытия и назначения в обществе. В психологической науке нет однозначного взгляда на хронологию жизненного цикла личности относительно особенностей данного периода.

Так, если Э. Эриксон относит кризис середины жизни человека к сорокалетнему возрасту, а Г. Шихи - к периоду между 35 и 45 годами, то Т. Титаренко считает, что кризис середины жизни приходится на пределе возраста 37-40 лет.

Э. Эриксон характеризует данный период жизни личности как генеративность, т.е. на этой стадии происходит борьба между установкой на продуктивное развитие и состоянием стагнации. При этом производительность и творчество в различных сферах жизни тесно связаны с заботой о других.

Г. Шихи замечает, что данный период является состоянием обостренного ощущения времени, что «сокращается»: утрата молодости, угасание физических сил, изменение первоначальных ролей - любой из этих моментов может вызывать кризисную ситуацию.

По мнению Т. Титаренко, середина жизни - это период экстраординарного роста и внутренних изменений, которые недаром сравнивают с подростковым возрастом. Именно поэтому его называют вторым и последним шансом сделать свое дело, стать глубоким и более существенным, ведь в этот период максимальные ожидания со стороны социума сочетаются с реорганизацией личностных черт, консолидацией интересов, целей и обязанностей.

Одновременно личность начинает ставить перед собой вопрос о целесообразности прожитой жизни, ее насыщенности, задумывается над тем, почему она не достигла целей, поставленных, когда то перед собой.

К. Юнг рассматривал средний возраст как время максимального проявления потенциала человека и изменений в его психике, которые быстрее начинаются у женщин, чем у мужчин.

В основе теории развития человека Ш. Бюлера лежит интенция (намерение). Интенциональность личности проявляется в течении жизни в выборах человека для достижения поставленных целей, формирование и достижение которых предопределяет основные фазы жизненного цикла.

Первая фаза продолжается до пятнадцати лет и характеризуется отсутствием у человека каких-либо целей, развитием в основном физических и умственных способностей индивида.

Вторая фаза длится до двадцати лет и отвечает периоду юности, когда человек осознает свои потребности, способности и интересы, планирует большие изменения, связанные с выбором профессии, партнера, смысла бытия.

Третья фаза продолжается до сорока пяти лет и отвечает зрелости человека. В этот период ставятся четкие цели, достигается стабильность на профессиональном уровне и в личной жизни, принимаются решения о создании собственной семьи и рождении детей.

Четвертая фаза длится до 65 лет. В этот период человек подводит итог прошлой деятельности, пересматривает цели с учетом своего профессионального статуса.

Пятая фаза начинается в 65-70 лет, когда большинство людей перестают достигать целей, которые ими были поставлены в юности. На этом этапе человек пытается осмыслить свое существование как целое, проанализировать выполнение запланированных целей, в связи, с чем возникает чувство удовлетворения (цели выполнены) или разочарования (цели оказались недосягаемыми).

А. Милтс решает вопросы развития и становления личности в обществе путем разрешения проблемы гармонии и дисгармонии личности. Гармонию автор рассматривает как понятие, которое охватывает проблему согласования между природой, обществом и человеком, которое предусматривает взаимное соответствие, равновесие, порядок, пропорциональность различных предметов и явлений.

Понятием «дисгармония» сказывается нехватка согласованности, проявление диспропорций, антагонизм, хаос, потеря равновесия, деградация, несоответствие предметов и явлений или их несоответствие имеющейся норме, образцу, ритму. Часто данное понятие сочетают с характеристиками драматических или трагических проявлений в человеческой жизни.

Здесь ученый справедливо ставит вопрос о том, всегда ли трагизм и драматизм - это разрушительная или опустошительная сила, разве они не способствуют появлению великих достижений культуры и не обогащают внутренний мир человека, и имеем ли мы право в любой ситуации утверждать, что там, где есть согласованность, то это хорошо, а где этого нет - плохо?

Спор, который длится тысячелетиями, о том, кто настоящий владелец природы, общества и человека - дисгармония или гармония, хаос или порядок вовсе не закончена.

Дисгармония вносит обеспокоенность, тревогу, изъедает, мучает и грызет человеческие души, в то же время та же дисгармония порождает прекрасное. В связи с этим высказывалась мысль: для того, чтобы создать яркую звезду, нужен хаос.

Нельзя не согласиться и с другим утверждением: формирование нового общества предусматривает переход к доминанты гармоничного сочетания природы, общества и человека, которое вовсе не означает, что драматическое и трагическое полностью исчезнут - они воплотятся в великие ценности человеческой культуры и человеческих отношений.