Социальная жизнь индивида

Социальная жизнь индивида трактуется как упорядоченная система взаимодействий индивидов, совокупность многочисленных видов и форм совместной деятельности людей, направленной на обеспечение условий и средств их существования, реализацию интересов, ценностей, потребностей, в том числе и потребности в общении, установлении социальных контактов. В социологии, социальная жизнь - это социум.

Для социальной психологии чрезвычайно важно выяснить, каким образом структурные составляющие личности проявляются в поведении во время усвоения ею социального опыта, как происходит процесс социально-психологического отражения действительности, с помощью которых социально-психологических механизмов осуществляется удовлетворение потребностей человека в социуме.

Социальная жизнь насыщена разнообразными изменениями. Те изменения, которые происходят сегодня в сфере экономики, политики, духовной жизни общества, сопровождаются изменениями в социальном поведении личности. Следовательно, наблюдается взаимовлияние, взаимосвязь социальной жизни и социального поведения человека, которое можно выразить такими методологическими константами:

  • взаимосвязью человека с непосредственной средой его жизнедеятельности;
  • изменением способа и форм жизнедеятельности человека под влиянием научно-технического прогресса;
  • влиянием изменений, происходящих в обществе, на человека и обратным влиянием человека на среду и технику как компонент этой среды.

Политико-экономическая ситуация, научно-технический прогресс радикальным образом меняют среду взаимодействия и общения человека, иерархию социальных ценностей и приоритетов общества и личности, формируют новый социально-психологический тип человека и новое социальное поведение индивида.

В то же время потенциал развития личности заложенный в ней самой, в ее потребностях и способностях, особенно в тех, которые направлены на взаимодействие, самосовершенствование и самоактуализацию в социуме. В большей степени это касается именно коммуникативных способностей личности, которые обеспечивают более высокий уровень развития ее коммуникативных свойств. Взаимодействие личности с другими (на уровне связи «Я-Ты», «Я-Мы», «Я-Они») стимулирует коммуникативные процессы, способствует формированию высокого уровня реализма, ответственности, ценностно-мировоззренческой ориентации, мудрости в социальной стратегии.

Производительность взаимовлияния повышается, если учитывать не только индивидуальные интересы, стиль мышления человека в процессе общения, но и организованность во взаимодействии, нормативное укрепление, упорядочение связей. Именно социальные нормы обеспечивают согласованность действий, регулирование поведения, социальный контроль, защиту определенных интересов, отражающих общие требования общества к поведению личности, групп в их отношениях с социальными институтами, обществом.

Поведение личности в социуме определяется и мотивируется многими факторами: особенностями развития общества, способами разрешения противоречий среды и личности, механизмами реализации социальной жизни, социальными и индивидуальными условиями жизненной ситуации, особенностями социальной инфраструктуры,традициями, обычаями и жизненными ценностями, этнопсихологическими особенностями участников взаимодействия, индивидуальными свойствами самой личности.

Что касается личности, то речь идет, прежде всего, о «Я-концепции», под которой понимают систему, совокупность представлений, суждений, убеждений индивида о самом себе. На основе этих представлений человек строит свои отношения с другими людьми, определяет тенденции поведения, дает ответы на вопросы о том, кто он есть.

«Я-концепция» - это одновременно предпосылка и следствие социальной жизни, социального взаимодействия, которое определяется социальным опытом. Цель взаимосвязи "Я-концепции» и социальной жизни заключается не столько в расширении возможностей «Я», сколько в достижении гармонии с окружающим окружением, в его поддержке. Следовательно, речь идет не о подгонке индивидуальных свойств под социальный стандарт, а о сознательной оценке человеком своих действий и поступков, принятие (или непринятие), изменение, коррекцию тех стереотипов, ценностей и норм, которые проповедует общество.

Обуславливает социальное поведение личности - ее потребности, которые человек может удовлетворить только в общении и деятельности.

Социальные потребности весьма разнообразны: в деловом общении, налаживании дружеских связей с другими; в проявлении независимости, автономности, значимости; в профессиональном совершенствовании и проявлении собственных потенциальных-возможностей; в возможности нести людям добро и счастье, в уважении к обществу и его членам ; в оказании помощи другим и т.д.

Познавательные потребности реализуются через интерес, то есть эмоционально окрашенную интеллектуальную избирательность. Интерес проявляется в эмоциональном тоне, в отношении объекта (в нем сочетается эмоциональное и рациональное), обеспечивает направленность личности, способствует более широкому, глубоком и полном отражению действительности. Наше время требует учета, взаимодействия и гармонизации всех типов интересов (общественных, групповых, личных) в построении правового государства. Интерес является связующим звеном между потребностями и ценностями.

Субъективные ориентации индивида как члена общества (группы) на те или иные ценности характеризующих социальную установку человека (наряду с указанным употребляются и другие термины, характеризующие данное понятие, - социальная установка, аттитюд) и выражаются в мыслях, чувствах и определенных способах поведения . Установка склоняет индивида к определенной форме реагирования, оценки, готовности к ориентации деятельности в определенном направлении в соответствии с определенными ценностями, что может способствовать удовлетворению той или иной потребности. Если учредительные ситуации повторяются, то постепенно формируются «фиксированные установки личности», которые влияют на социальную жизнь и жизненную стратегию человека.

Люди по-разному объясняют жизненные события, жизненные ситуации и свое поведение в них, а следовательно, и неодинаково воспринимают свои успехи и неудачи. Зависит это от многих факторов: психического состояния, в котором они находятся; выполняемой работы; этнопсихологических особенностей участников взаимодействия; социокультурных установок и т.д.

Считается, что люди с чувством массового достоинства счастливее, компетентнее, результативнее, имеют высокую самоэффективность, настойчивее, лучше работают.

С внутренним локусом контроля:

  • лучше учатся;
  • могут отказаться от временных удовольствий ради достижения поставленной цели.

С внешним локусом контроля:

  • все, что с ними произошло, объясняют чьими то просчетами;
  • в состоянии депрессии, как правило, пассивные, им свойственна приобретенная беспомощность (депрессивное состояние является причиной негативного мышления, неудач и т.п.);
  • с нереалистичным оптимизмом часто не принимают мер;
  • в состоянии ложного консенсуса верят в то, что с их точкой зрения совпадает мнение большинства;
  • в состоянии обманчивой неповторимости считают, что их талант и моральное поведение необычные;
  • в состоянии ложной скромности выдают себя не за тех, кем они являются на самом деле;
  • в состоянии когнитивного диссонанса чувствуют напряжение, которое появляется при осознании несовместимости двух знаний;
  • в состоянии недостаточного оправдания уменьшают диссонанс путем объяснения причин своего поведения в пользу собственного «Я», т.е. внутренней мотивацией;
  • в состоянии оправдания рассматривают свое поведение и свои действия как такие, которые управляются извне, а не мотивируются изнутри;
  • в состоянии одиночества чувствуют, что они исключены из социальной жизни, в состоянии тревоги понимают самих себя и думают о том, что подумают о них другие;
  • в состоянии самовосприятия, чувствуют неуверенность в собственных установках, отслеживают свое поведение и ситуацию как бы со стороны.

Неосознанными предпосылками социального поведения индивида являются архетипы (К. Юнг), то есть структурные элементы человеческой психики, которые кроются в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются от поколения к поколению, задают смысл жизни, этапы жизнедеятельности личности, ее общую структуру и программу поведения.

К. Юнг выделил такие архетипы, которые можно считать детерминантами социального поведения личности:

  • наша тень - вторая автономная душа, наш темный двойник во внутреннем мире (тень воплощает в себе наше греховное «Я», наши подсознательные желания, негативные качества, проявляется в неконтролируемых эмоциональных состояниях, эгоистических удовольствиях; негативные качества становятся менее заметными и опасными, если человек признает их реальность);
  • анима (архетип женщины, которая существует в бессознательном мужчины) и анимусс (мужское начало неосознанности женщины);
  • архетип смысла - это самостоятельность личности, центр «Я», в котором представлены основные человеческие смыслы, реализуемые индивидом в жизни.

В данном контексте важным является вопрос о социокультурной и этнопсихологической обусловленности поведения человека, которое заключается в его связях с конкретным жизненным пространством, социальной средой. Этнопсихологическая характеристика взаимодействия требует учета национально-психологических особенностей проявления поведения людей в сфере взаимоотношений, т.е. реально существующих в общественном сознании социально-психологических явлений, специфических форм функционирования общечеловеческих свойств психики.

Помимо этого понятия употребляются другие, близкие к нему ( «национальный характер», «психологический склад нации», «менталитет») большинство которых опирается на ряд общих для них показателей: совокупность умственных установок, привычек мышления, определенный общий умственный инструментарий, психологическое оснащение; социально-психологическое состояние субъекта, группы, нации; качество ума, характеризующей отдельного индивида, группу или общество; способ мышления, присущий индивиду или группе; особенности социокультурного и этнопсихологического развития; национальное самосознание.

Структура национально-психологических особенностей охватывает несколько сфер:

  • мотивационную (своеобразие мотивов, побудительных сил взаимодействия у представителей той или иной национальной общины);
  • интеллектуально-познавательную (своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, что выражается в наличии специфических познавательных и интеллектуальных качеств, которые дают возможность особо воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить стратегию поведения);
  • эмоционально-волевую (своеобразие эмоциональных и волевых качеств, от которых во многих случаях зависит результативность социальных контактов);
  • коммуникативно-поведенческую (эта сфера охватывает собственно информационное и межличностное взаимодействие, взаимоотношение и общение, показывает разницу подобных проявлений.

Для социальной психологии чрезвычайно важно исследовать эти особенности в процессе взаимодействия представителей различных национальных культур, выявлять существенные характеристики конкретной коммуникативно-поведенческой культуры, замечать прежде ее национальную специфику в отражении социально-психологической реальности, учитывая при этом, что своеобразие национальной психологии того или иного народа выражается не в каких то неповторимых психологических чертах, а скорее в их неповторимом сочетании, проявлении в определенных обычаях, исторических традициях, поведении.

Большой интерес вызывает комплекс проблем, связанных с воздействием традиционных этнокультурных норм и ценностей на социальное поведение людей, сферы группового менталитета, на реализацию коммуникативно-поведенческих потребностей индивида, где возможна психологическая склонность воспринимать всю социальную жизнь с позиций своей этнической группы, которая рассматривается как эталон . При этом сам факт осознания национально-психологических особенностей своей группы не содержит в себе предубежденности против других этнических групп. Если от констатации этих отличий перейти к оценке другой группы, то вероятны искажения в ее оценке, что может привести к возникновению явления этноцентризма.

Следовательно, далеко не все социальные контакты способствуют улучшению отношений, а только те из них, которые придерживаются определенных требований: признание безусловного равенства сторон, наличие обстановки открытости и доверия, уважение традиционных норм, образа жизни, позитивное поведение в отношении представителя другой национальной культуры, любезность т.д.

Гармонизация взаимосвязи социальной жизни и социального поведения человека, как среди одной народности, так и в межнациональном плане достигается за счет социального контроля, который осуществляется в пределах взаимовлияния индивидуальных и социальных действий индивидов и выявляет внутреннюю противоречивость взаимодействия. Человек становится социально обусловленной индивидуальностью под влиянием общественной системы, одновременно индивидуальность не может развиваться, если человек слепо копирует образцы культуры, предлагаемые системой, беспрекословно в них верит.

Разрешение противоречия происходит в процессе социализации индивида в соответствии с его внутренней позицией, взглядами, теоретическими принципами. При таких условиях вера приобретает значение убеждения, становится результатом предыдущей работы сознания, ума и благоразумия личности. Убеждения воплощают осознанные потребности индивида, основой которых выступает совокупность знаний о природе, обществе и человеке.

Таким образом, следующим уровнем гармонизации взаимоотношений человека и мира является мировоззрение, шире за систему знаний. Оно характеризуется сознательным отношением индивида к социальной жизни, которая охватывает в единстве знания, оценку и поведение.

Разные люди имеют разную веру, неодинаковые убеждения и мировоззрение, что сказывается на процессе социализации личности, на эффективности применения способов реагирования окружения на поведение человека (речь идет о санкциях, которые осуществляются в форме поощрения или наказания).

Воспроизведение и формирование личности - главный итог общественной жизни, в котором представлены во всей своей многогранности социально-психологические типы.

Социальное напряжение характеризуется учеными как массовый адаптационный синдром, который отображает степень физиологического, психосоциального напряжения ,психофизиологической и социально-психологической адаптации в экстремальных ситуациях (во многих случаях и дезадаптации) . В обществе разных категорий населения ,социальное напряжение приводит к хронической фрустрации и трудностям, его поведенческие проявления фиксируются в росте недоверия к властям, конфликтности в обществе, тревожности, ажиотажному спросу, ухудшении демографической ситуации, агрессии, надежды на чудо, постоянного стресса и дистресса т.д. Факторы, которые вызывают социальное напряжение, связанны с состоянием экономики, эффективностью власти, влиянием средств массовой информации, оппозиции и криминогенных структур.

Социальное напряжение возникает из-за социальной дезадаптации:

  • физиологической дезадаптации определенных слоев населения к трудностям, т.е. невозможность нормально приспособиться, например, к повышению цен без снижения уровня жизни;
  • психофизиологическая дезадаптация населения, которая выражается в виде неосознанных массовых психических состояний (тревога, агрессия, апатия) в процессе приспособления населения к трудностям и социальным изменениям;
  • социально-психологическая дезадаптация, которая воспроизводит осознанное конфликтное отношение определенных слоев населения к трудностям и социальным изменениям (повышенная политизация, забастовки, недовольство, миграция, эмиграция, разгул преступности и т.п.).

Среди разнообразных форм проявления социального напряжения рассмотрим депрессию и стресс.

Депрессия ( от лат. Depressio – угнетение ) - характеризуется негативизмом, негативным эмоциональным фоном, изменением мотивационно-когнитивной сферы, общей пассивностью поведения.

Человек в состоянии депрессии испытывает тяжелые эмоциональные переживания - угнетение, отчаяние и т.п. В условиях социальной напряженности депрессия возникает в результате действия защитных, компенсаторных механизмов и означает приспособление за счет истощения.

Человек теряет социальную сопротивляемость, увеличивает все плохое и сводит к минимуму все хорошее. Известно, что мышление людей в депрессивном состоянии основывается на атрибуции ответственности. Известны различные стили объяснения того или иного неудачного действия в ситуации у людей в состоянии депрессии и у тех, кто без депрессии.

Депрессивный стиль связан с негативным, пессимистическим способом интерпретации неудач и неудачных поступков, которые приписываются постоянным, всеобъемлющим и субъективным причинам.

Можно поставить знак равенства между социальной напряженностью в стрессовых ситуациях и социальным стрессом (от англ. Stress - напряжение).

Стресс - это широкий круг состояний человека, которые появляются у него в процессе деятельности и вызываются экстремальными воздействиями (стресс - факторами, которые вызывают стресс).

В зависимости от стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стрессов, чаще всего - физиологические и психические.

Психический стресс вызывается несоответствием между нагрузкой и имеющимися у индивида ресурсами и разделяется на информационный и эмоциональный. Первый возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с поставленной перед ним задачей, не успевает принимать правильные решения в должном темпе и с большой степенью ответственности за последствия принятых решений, а второе появляется в условиях угрозы, опасности, обиды и др.

В ситуации социального напряжения стресс может производить как положительное, так и негативное влияние на поведение человека, вплоть до полной его дезорганизации. Интенсивность реакции индивида на стресс определяется не абсолютной величиной раздражителя, а его субъективной значимости для данного лица.

Г.Сель выделяет два вида стресса: один из них - отрицательный, вредный, что разрушает жизнь, так называемый дистресс (от англ. Distress - горе, несчастья, нужды), другой - положительный, жизненно необходимый, так называемый эйфорический стресс.

Нетрудно догадаться, что все, связанное с дистрессом, вносит в нашу жизнь болезни, депрессию, одиночество, возможны функциональные неврозы, в то время как эйфорический стресс означает здоровье, удовольствие, счастье и т. п.

Ученый подчеркивал, что стресса не нужно избегать, ведь полная свобода от него означает смерть. Другие исследователи также отмечают, что умеренный стресс полезен для организма, поскольку способствует мобилизации сил на выполнение определенного задания, закаляет для новых испытательных ситуаций.

Социальное напряжение не следует отождествлять с понятием «экстремальная ситуация», которая выступает в роли одного из факторов социального напряжения. По своему происхождению экстремальные ситуации бывают природного (землетрясение, ураган и т.п.), технического (крупные аварии) и социально-психологического (массовые беспорядки) характера.

Процесс развития цивилизации постоянно меняет характер воздействия экстремальных ситуаций на человека, т.е. экстремальные факторы не остаются константной величиной - они непрерывно приобретают новые признаки и формы. Анализируя закономерности этих изменений, можно утверждать, что эволюция экстремальных факторов, которые действуют на человека и его развитие происходят параллельно с эволюцией общества.

От рождения до смерти человека преследуют опасности разного сорта - загрязнение окружающей среды, изменения в климате, перенаселение, урбанизация, психологические перегрузки в связи с повышением требований к жизни и ростом ее темпа и т.д.

Актуальность влияния на индивида действий экстремальных факторов и социального напряжения для разных частей планеты не является одинаковой. Например в Украине эта проблема стоит весьма остро из-за нестабильности протекания многих процессов (социально-экономических, политических, социально-психологических и др.) на уровне государства и активизирует вопрос о психической стабильности граждан, их готовности к преодолению трудных и неожиданных обстоятельств. Эффективное и успешное решение многих кризисных ситуаций непосредственно связано со способностью субъектов социума хранить профессиональное и психическое равновесие в сложных и нестандартных условиях.

Анализ научной литературы и практики поведения человека в ситуации напряжения позволяет сформулировать определенное понятие «экстремальная ситуация» - это воздействие в окружающей среде на индивида определенного фактора или их совокупности, действующих с интенсивностью, которая делает жизненно необходимым применение механизмов адаптации (в виде приспособления и самозащиты) с целью выживания с максимально возможным уровнем обстоятельств, психологического и биологического комфорта.

Из указанного следует, что экстремальная ситуация - это действие, которое выходит за пределы нормы внутреннего спрогнозированного индивидом будущего, и заставляет его мобилизовать резервы организма, его характерными признаками являются внезапность и непредсказуемость, которые сочетаются с определенной новизной (обычно это то, что выходит за рамки обыденного), или с повышенной интенсивностью факторов, их необычной комбинацией и сочетанием.

Относительно психологической специфики экстремальной ситуации, то она имеет стрессовый характер влияния и включает совокупность факторов, которые нарушают гармонию с социальной жизнью и социальными установками индивида. То есть происходит разрушение некоторых психологических (мышления и др.) и динамических (поступков, поведения, его программы, линии) стереотипов. Исходя из сказанного, экстремальную ситуацию можно рассматривать как такую, что, во-первых, непосредственно угрожает биологическому или психологическому комфорту индивида (факторы первого порядка), во-вторых, несет угрозу биологическому и психическому существованию индивида и может привести к существенному нарушению целостности всего что составляет его индивидуальную сущность (факторы второго порядка).

В этом контексте важно назвать типы взаимоотношений индивида и объективной опасности (по Г.Сель): игнорирование опасности и попытки сосуществовать с ней; борьба с опасностью; бегство от опасности, попытка ее избежать.

Не менее важно показать причины, которые влияют на поведение индивида в условиях действия экстремальных факторов:

  • способность или неспособность контролировать свои чувства (физические и психические) и эмоции;
  • усталость, злость, отчаяние, голод, жажда, чувство страха, нереальности событий, вины, уверенности (неуверенности), подготовленности (неподготовленности);
  • индивидуальные, психофизиологические особенности человека;
  • направленность личности, ее ценностные ориентации, цели, стремления, потребности; уровень адаптивности;
  • уровень психологической готовности к действию в ситуации опасности; способность (неспособность) к поиску адекватных действий в непривычной среде.