Основная база социально-психологической структуры личности

Л. Сохань, акцентируя внимание на важности социально-психологического изучения личности, отмечает, что в пределах одного и того же социального типа выделяется несколько социально-психологических типов.

А. Сухов к социально-психологической структуре вводит:

  • ментальность;
  • ценностно-смысловую сферу;
  • мотивационную сферу;
  • когнитивные характеристики;
  • «Я-характеристики»;
  • локус контроля;
  • социально-психологическую компетентность личности;
  • статусно - ролевые характеристики;
  • эмоционально-психические состояния;
  • социальные чувства личности.

Подытоживая анализ научных исследований, можно утверждать, что базу социально-психологической структуры личности составляет совокупность внутренних особенностей, свойств и состояний личности.

В основу социально-психологического понимания личности положено ее коммуникативный потенциал, т.е. то коммуникативные ядро, тот коммуникативный мир личности, который влечет за собой социально-психологическое отражение реального социума, обмен информацией, умениями, ценностями, нормами. При этом переход связей между социальными отношениями индивида и его внутренними мотивами опосредован активностью личности.

Среди внутренних свойств и поведенческих проявлений личности выделяют: «Я-характеристики», ментальность, ценностно-смысловую, потребностно-мотивационную и когнитивную сферы, эмоционально-психические состояния, локус контроля, социально-психологический опыт, социальные установки, статусно-ролевые характеристики, социально-психологическую компетентность, социальную позицию «Я-характеристики» прежде охватывающую «Я-концепцию», «Я-образ», самооценку.

Речь идет, таким образом, об относительно устойчивой, более или менее осознанной системе представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я-концепция» - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», формирование которого происходит постепенно, через ряд этапов вплоть до самосознания.

Что касается ментальности, то данное понятие обычно трактуют как наличие у людей того или иного общества определенного общего умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему осознавать мир и самих себя.

Как правило, признаки ментальности совпадают с теми характеристиками, которые входят в понятие «национальный характер», под которым обычно понимают интегративную сумму черт характера представителей нации (национальное самосознание, идея-ценность, твердая воля); своеобразное, специфическое сочетание общечеловеческих черт в конкретных исторических и социально-экономических условиях бытия нации.

Ментальность - это способ восприятия и понимания этносами своего внутреннего мира и внешних обстоятельств. Она отражает внутреннее состояние человека, его мировоззрение. Именно поэтому ее часто определяют как «душу народа».

Ценностно-смысловая сфера представлена ценностными ориентациями, которые формируются в процессе усвоения социального опыта, проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида.

В общении и взаимодействии ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми особенностями коммуникативного процесса, где образуют содержательный аспект направленности личности и выражают ее готовность, внутреннюю основу отношения к действительности.

При этом под социальными установками понимается субъективная ориентация индивидов как членов группы на те или иные ценности. Названные ориентации диктуют человеку определенные, социально приемлемые способы поведения.

В социальной психологии установка используется при изучении отношения личности как члена группы (организации, учреждения и т.п.) к тем или иным объектам, механизмам саморегуляции; устойчивости и согласованности социального поведения индивида в принятии того или иного решения, в прогнозировании возможных форм собственного поведения и действий членов группы при определенных обстоятельствах и т.д.

Познание и преобразование человеком социума, что его окружает, характеризует когнитивную сферу личности, которая несет большую нагрузку в плане построения картины мира. К познавательным процессам принадлежат ощущение, восприятие, мышление, память, воображение и внимание.

Применительно эмоционально-психических состояний, то они представлены симпатиями и эмоциями, волей и чувствами. Эмоция является психическим способом отношения человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, к процессам взаимодействия.

Она отражает в форме непосредственного переживания жизненный смысл явлений и ситуаций общения. Это - субъективная форма выражения потребностей личности. Эмоции предшествуют деятельности по удовлетворению потребностей, мотивируя и направляя отношения.

Успех и неудача, достижение цели в социальных контактах и крах идеалов - все это воспринимается человеком прежде всего эмоционально. Варианты жизненных ситуаций порождают и многообразие человеческих эмоций: положительных и отрицательных, глубоких и поверхностных т.д. Социальные контакты порождают социальные чувства и эмоции.

Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, глубже и объективно оценивают состояние собеседника и ситуацию, коллективную деятельность и общение. Основные эмоционально-психические состояния, которые испытывает человек в процессе взаимодействия, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Развитие и совершенствование высших эмоций и чувств предполагает личностное развитие человека.

В отличие от эмоций и чувств волевые акты личности связанные с до вложением усилий, принятием решений и их реализацией. То есть воля выражается в действии.

При этом волевое действие предусматривает наличие продуманного плана воплощения поступка. Особым признаком волевого действия являются усиленное внимание к взаимодействию и отсутствие непосредственного удовольствия, которое имеет место в процессе и результате ее реализации.

Иногда человек направляет волевые усилия на то, чтобы не победить обстоятельства социального взаимодействия, а преодолеть самого себя в процессе этих контактов. В личности воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, выдержка, представляющих первичные волевые качества, которые определяют реальное поведение человека в конкретной жизненной ситуации.

О волевой личности говорят, что она решительная, смелая, уверенная в себе, верит в дело. Перечисленные качества развиваются несколько позже, чем представленная выше группа свойств.

Особое внимание следует обратить на такое волевое качество, как вера, без которой во взаимодействии и общении не обойтись, так же как не обойтись без уверенности в себе и доверия. Вера характеризует особое состояние психики человека, которая заключается в полном и безоговорочном восприятии таких сообщений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и выводов, которые в дальнейшем могут стать основой человеческого «Я», определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений.

Третью группу качеств, характеризующих свободу человека, составляют ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность.

Среди основных психологических функций воли ученые выделяют следующие: выбор мотивов и целей; регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации; организация психических процессов в систему, адекватную определенной человеческой деятельности; мобилизация психических и физических возможностей в ситуации преодоления препятствий на пути к поставленным целям .

Волевая регуляция поведения и ее развитие у индивида осуществляются в нескольких направлениях:

  • превращение непроизвольных психических процессов в произвольные;
  • обретение человеком контроля над своим поведением;
  • выработка волевых качеств личности;
  • сознательная постановка человеком перед собой все труднее задач, требующих приложения значительных волевых усилий.

Потребностно-мотивационная сфера личности представляет собой сложное интегральное психологическое образование. Активно взаимодействуя с другими, человек стремится достичь взаимопонимания, выяснить как свои собственные причины поведения, так и партнеров в общении. Во всех этих процессах есть мотив, т.е. то, что принадлежит самому субъекту поведения. Мотив является устойчивым личностным свойством, которое вбирает в себя потребности, намерения что-то сделать, а также мотив к этому.

Важными по своему мотивационному значению есть потребности, которые выступают источником активности человека. Благодаря им осуществляется регулирование поведения личности в социуме, определяется направленность мышления, эмоций, чувств и воли человека.

Удовлетворение потребностей человеком является процессом присвоения им определенной формы деятельности, обусловленной общественным развитием и социальными отношениями.

Среди основных потребностей личности выделяют следующие:

  • биологические (потребности в пище, воздухе и т.д.);
  • материальные (потребности в одежде, жилье и т. д.);
  • социальные (потребности в предметно-общественной деятельности, в осознании личностью своего места в обществе);
  • духовные (потребность в познавательной, моральной и другой информации).

В целом мотивация является совокупностью причин психологического характера, которые объясняют поведение и поступки человека, их начало, направленность и активность.

Локус контроля является тем свойством личности, которое формируется в процессе социализации. Это склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный локус контроля) и собственным способностям и усилиям (интернальный локус контроля).

Многочисленные эксперименты показали, что склонность к экстернальности проявляется в неуверенности, желании отложить реализацию намеченного на неопределенный срок и, одновременно, в способности рисковать. Интерналы, наоборот, более толерантны, последовательные, уверены в себе, настойчивы в достижении запланированного.

Наличие социально-психологического опыта предусматривает накопление коммуникативных знаний на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия людей в социальных группах. Человек в этом процессе - не пассивный наблюдатель социально-психологической реальности, а активный субъект социально-психологического отражения.

Социально-психологический опыт основывается на предметно-чувственной деятельности, коммуникативной практике реальном преобразовании социально-психологических явлений.

Социально-психологический опыт - это единство коммуникативных знаний, умений и навыков. Он одновременно выступает и как процесс практического влияния индивида на социально-психологические явления, и как результат этого воздействия в виде коммуникативных знаний и умений.

Социальные установки отражают социальную идентичность и адекватность связей и контактов между различными социальными типами людей, представителями различных социальных групп; это социальные ориентации на контакты по поводу деятельности социальных субъектов и их неодинаковом положении в обществе, неодинаковой роли в общественной жизни. Внутри социальных отношений формируются конкретные, персонифицированные межличностные отношения.

Социально-психологическая компетентность личности предусматривает совершенные знания в области общения (делового, неформального и т.д.), способность индивида эффективно взаимодействовать с людьми, которые его окружают. Можно вести речь о социально-психологической компетентности в системе управления, образования, науки, предпринимательской деятельности и т. п.

Такое понимание названной компетентности связывается с квалификацией специалиста, его профессионализации. В состав социально-психологической компетентности входят знания в области взаимодействия, поведения, обмена информацией, восприятие людьми друг друга. Сюда также относятся способность человека ориентироваться в социальных отношениях, контактах, ситуациях, правильно определять внутренние особенности и состояния других людей, выбирать адекватные способы взаимодействия с ними, определенную программу и линию поведения.

Социально-психологическую компетентность разделяют обычно на два вида: жизненную и профессиональную.

Жизненная социально-психологическая компетентность является результатом социализации: жизнь требует умения разбираться в вопросах общения. Социализация охватывает бытовые картины мира, стереотипы, художественные образы, многолетние наблюдения, народный опыт, знания в той или иной отрасли.

На жизненную социально-психологическую компетентность могут влиять предрассудки, особые психологические способности, на которых спекулируют всевозможные шарлатаны. Современная жизненная социально-психологическая компетентность связана с необходимостью приспосабливаться к рыночным отношениям, что приводит к модификации ценностных ориентаций (ставка на внутренний локус контроля, индивидуалистичный образ жизни, свои возможности).

Относительно профессиональной социально-психологической компетентности, то она состоит из научных картин мира и знаний в сфере общения. Исследователи также обращают внимание на кастовую и профессионально-преступную социально-психологическую компетентность, где первая является совокупностью знаний специфической системы этикетного общения в замкнутых сообществах (политическая элита, аристократических круги и т.д.), а вторая - предусматривает коммуникативные знания, которые используются преступниками для совершения противоправных действий.

В целом социально-психологическая компетентность личности может определяться следующими факторами:

индивидуальными особенностями человека, его психическими состояниями, коммуникативным потенциалом, особенностями социализации, влиянием социокультурных и этнопсихологических различий участников взаимодействия, уровнем коммуникативной подготовленности, специальным коммуникативных подготовки.

Статусно-ролевые характеристики личности определяют ее поведение, индивидуальность, проявляются в поступках, в активности человека. Одновременно они свидетельствуют о зависимости личности от конкретных социальных структур, общественной ситуации.

Социальная позиция обусловлена определенным типом установок и ориентаций, целью совместной деятельности. Она формируется под влиянием непосредственных условий жизнедеятельности личности и представляет реальное поведение индивида, реализацию отношений в конкретной жизненной ситуации.

В целом, анализируя и синтезируя компоненты социально-психологической структуры личности, следует учитывать уровни обобщения и конкретизации, на которых выстраивается эта структура.

Первый уровень предусматривает рассмотрение компонентов как системных, базовых социально-психологических характеристик личности. На втором уровне осуществляется анализ и синтез этих компонентов. Третий уровень конкретизации образует социально-психологические проявления личности, взаимосвязи компонентов.

Можно предусмотреть и следующие уровни конкретизации, на которых происходит анализ и классификация конкретных социально-психологических проявлений личности на этапе ее социализации, в сфере общения и межличностных отношений, в области групповых процессов и в определенных видах деятельности.

Обращение к такому способу рассмотрения предполагает изучение процесса реальной жизни индивида, которая состоит, по сути, из непрерывного пересечения с процессами жизнедеятельности других людей. Вместе с тем анализ воздействий, которые осуществляют на личность ее контакты с другими людьми, приводит к пониманию того факта, что общение является не столько важной составляющей в жизни индивида, сколько оно тождественно самой человеческой жизни и предусматривает взаимодействие, восприятие людьми друг друга, обмен информацией и т.д. Такое толкование общения в жизни человека свидетельствует о его принципиальном единстве с личностью, невыделенное из целостного бытия индивида.

А. Бодалёв, рассматривая общение как обязательный формовочный фактор в развитии личности, обращает внимание на то, что взаимодействие людей друг с другом, кроме игры, обучения, производственного или бытового труда, также является деятельностью, поскольку, вступая в общение, люди, как правило, ставят определенную цель: удержать человека от неправильного поступка, сделать другого своим единомышленником, реорганизовать собственную деятельность и т.п.

В данном случае деятельность в форме общения - это активность индивида, направленная на достижение сознательных целей. Следовательно, без общения не может происходить полноценное развитие человека ни как личности, ни как индивидуальности.

Под влиянием общения формируются определенные характеристики состояний и свойств личности: социальные установки, жизненные цели, картины мира, эмоционально-чувственные компоненты, моральные нормы и т.д.

При этом является очевидным тот факт, что когда моральные нормы, по которым строится общение людей в основной для них трудовой деятельности, не будут совпадать с нормами, которые лежат в основе их общения в других видах деятельности, то развитие личности будет затруднено или будет иметь в большей или меньшей мере противоречивый характер.

В какой же социально-психологической парадигме возможно построение адекватного развития личности? Проблему следует изучать на разных уровнях. На уровне «общение - взаимовлияние» имеют место три стратегии: объектная, субъектная, интерсубъектная.

Развитие личности при таких условиях можно рассматривать как результат психологического влияния одного субъекта на другого, как способ взаимодействия и как следствие диалога. На уровне «общение - деятельность» речь идет об использовании социально-психологического опыта в практике общения, реализацию деятельности сущности общения, которая сводится к пониманию личности как участника общения, как реальной, уникальной и неповторимой индивидуальности, субъекта деятельности.

Объективная необходимость общения в жизни людей порождается объективной необходимостью их совместной деятельности. Когда возникает эта объективная необходимость совместной деятельности? Она возникает только там и только тогда, где и когда индивидуальная потребность человека, может быть удовлетворена не иначе, как через совместную деятельность с другим лицом.

Речь идет именно о совместной деятельности, а не о параллельной или одновременной деятельности. Только став участником этой совместной деятельности и осуществив совокупную деятельность, человек приобретает возможность удовлетворить свою индивидуальную потребность через достигнутый совместный продукт.

При этом речь идет не только о сотрудничестве в трудовой, но и в познавательной, духовной, интеллектуальной деятельности. Анализируя все обстоятельства и условия совместной деятельности людей, замечаем, что в начале, ни одна из их деятельности не задана как коллективная.

Такой ее делают сами люди. А до этого ее особенность заключается в том, что индивидуальные потребности людей можно удовлетворить только благодаря объединенным усилиям. Необходима особая активность для того, чтобы объединить индивидуальные усилия в совместной деятельности.

Такое объединение предполагает:

  • осознание общности объекта и формирование коллективной потребности, которая объединяет в себе индивидуальные потребности и создает единство цели;
  • осознание невозможности удовлетворить индивидуальную потребность индивидуальными усилиями и нахождения того или иного способа объединения этих усилий;
  • осознания конечного результата объединенных усилий как продукта, который несет в себе возможность удовлетворить любую индивидуальную потребность;
  • формирование представления о себе как части общего, как участника совместной активности и нахождения того или иного способа присоединения к этой коллективной активности вместе с другими ее участниками и т.д.

Отсутствие способности к общению, а следовательно, и недостаток собственно общения как особой активности, лишает возможности совместной деятельности, возможности соединения индивидуальных сил в общественную силу. В таком понимании общение является особой формой активности, через которую осуществляется коллективная деятельность.

На уровне «общение - обмен информацией» становление личности происходит в рамках проявления ее коммуникативных способностей, качеств, умений, в рамках реализации коммуникативной программы поведения. Здесь также говорится о развитии определенных социальных действий личности, степень ее активности в поисках нужной информации.

Уровень «общение - восприятие людьми друг друга» предусматривает развитие личности как проявление ее перцептивно-рефлексивных, эмоционально-эмпатичных возможностей. На этом уровне возникает взаимопонимание и недоразумения между участниками общения. Происходит развитие познавательных процессов личности на стадиях конкретно-чувственного и абстрактно-логического отображения.

Уровень «общение - межличностные отношения» служит определенной цели: развитию статусно-ролевых и пол-ролевых характеристик индивида, проявления социально-психологических стереотипов поведения человека, составляющих определенный социально-психологический тип. Можно предусмотреть и другие уровни: «общение - обмен нормами», «общение - обмен ценностями», «общение - социальное поведение» и др.

Конечно, выделение указанных уровней имеет несколько условный характер, ведь во время общения на разных уровнях может одновременно происходить и обмен нормами, знаниями, определенными ценностями и взаимовлияния, взаимопониманием и т.д. Такое выделение необходимо для более полного и углубленного описания, изучения и анализа исследуемого феномена - развития личности в координатах общения.

В целом, подводя итог, можно назвать ряд важнейших факторов, которые делают общение необходимой составляющей в развитии личности:

  • общаясь, люди передают друг другу знания о окружающей действительности, умение и навыки, необходимые для осуществления определенного вида деятельности;
  • общение расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, необходимых ей для жизнедеятельности;
  • общение является обязательным условием формирования когнитивной, аффективной и мотивационной сферы индивида;
  • в ходе общения происходит обмен ценностями, нормами, информацией, необходимыми человеку для его полноценного становления в социуме;
  • общение является непременной предпосылкой развития у индивида комплекса качеств и способностей, которые делают его личностью, способной взаимодействовать, понимать и влиять на себе подобных (развитие перцептивно-рефлексивных свойств и эмоционально-эмпатичных возможностей);
  • общение влияет на реорганизацию социальной ориентации, социальной установки, статусно-ролевых характеристик личности;
  • в ходе общения происходит активизация внутренних особенностей и состояний личности и актуализация составляющих их коммуникативного потенциала;
  • общение способствует приобретению нового социально-психологического опыта, формированию определенного социально-психологического типа, социально-психологического Акме личности.